ПОСЛЕДНЕЕ
Пьет и не пьянеет. Ученые выяснили, кто легче всего переносит алкоголь

• «Алкогольные» гены
  • Упиться как слон
  • В компании человека
  • Проспиртованная мышь

Читать ria.ru в Степень опьянения зависит не только от количества выпитого, но и от индивидуальных особенностей. Например, у тех, кто ест много фруктов, этиловый спирт расщепляется быстрее из-за высокой активности специальных ферментов. Некоторые животные потребляют и переваривают без последствий для здоровья столько алкоголя, сколько у человека бы вызвало сильное отравление. «Алкогольные» геныИсследователи из Университета Калгари (Канада), проанализировав ДНК 85 видов млекопитающих, выяснили, что у приматов и рукокрылых одинаково высока активность генов, отвечающих за синтез алкогольдегидрогеназ. Эти ферменты нейтрализуют действие этилового спирта и переводят его в ацетальдегид, который затем преобразуется в уксусную кислоту. Она, в свою очередь, распадается на воду и углекислый газ.

Чем активнее алкогольдегидрогеназы, тем быстрее расщепляется этанол и тем больше его может употребить животное, не отравившись и не заснув. Работу одного из таких ферментов, ADH7 (он после попадания спиртного в организм первым вступает в дело), ученые решили отследить по связанному с ним гену.

Данные по этому отрезку ДНК собрали у 85 видов млекопитающих из разных отрядов — грызунов, рукокрылых, приматов, парнокопытных, хоботных, хищных и китообразных — и сопоставили с их пищевыми привычками. Прежде всего учитывали, как много животные потребляют фруктов. Ведь чем больше их доля в рационе, тем выше шанс столкнуться с этанолом в природе — он часто содержится в перезревших и перебродивших плодах. В компании человекаКанадские ученые отмечают, что мутации в гене ADH7 увеличивают эффективность алкогольдегидрогеназы у человека почти в сорок раз по сравнению с предковой формой фермента. Похожим образом дела обстоят у большинства приматов, для которых встречающийся в природе этанол — источник дополнительных калорий.

Однако, как выяснили американские зоологи, некоторые животные могут намеренно искать перебродившие фрукты, а при выборе между простым сахарным сиропом и сиропом с добавлением алкоголя всегда предпочтут последний. Речь идет о мадагаскарской руконожке (Daubentonia madagascariensis) и медленном лори (Nycticebus coucang). Медленный лори и мадагаскарская руконожка, как считают исследователи, намеренно ищут перебродившие фрукты. По одной версии, этанол для них — дополнительный источник калорий, по другой — запах алкоголя позволяет отличать зрелые плоды (а значит, съедобные) от незрелыхВ ходе эксперимента трем взрослым особям — двум руконожкам и одному лори — предлагали безалкогольный сахарный сироп и сиропы с одно-, трех-, четырех- и пятипроцентным содержанием этанола. В результате звери почти всегда склонялись к напитку, в котором больше спирта. Как отмечают авторы работы, при выборе они ориентировались на запах алкоголя и, вероятно, именно по нему в дикой природе они ищут созревшие, а значит, съедобные фрукты. Как подсчитали немецкие ученые, в сутки тупайя выпивает столько же алкоголя, сколько содержат три литра пива, а в ее крови постоянный уровень спирта — 1,4 грамма на килограмм тела. Однако животное никогда не видели пьяным, хотя такая же концентрация этанола в человеческом организме может привести к сильной интоксикации. Кроме того, у зверька, в отличие от людей, не бывает заболеваний, вызываемых регулярными запоями. Как тупайе удается так хорошо перерабатывать алкоголь, пока не известно. Исследователи предполагают, что дело в активности алкогольдегидрогеназ.