В России создали самый быстрый в мире анализатор токсичности пищи

© Фото : пресс-служба УрФУЧитать ria.ru в Первый в мире экспресс-метод обнаружения нитробензола – опасного токсина, которым могут быть заражены мед и другие популярные продукты питания – разработали специалисты Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) совместно с другими российскими учеными. По словам авторов, разработка также отличается беспрецедентной точностью анализа. Исследование опубликовано в журнале Food chemistry.Нитробензол – чрезвычайно опасное соединение с сильным канцерогенным и мутагенным действием, трудно поддающееся химической нейтрализации. Он широко применяется в химической промышленности в качестве растворителя. Контроль содержания этого вещества в продуктах питания и окружающей среде, по словам ученых УрФУ, является важнейшей частью экологического мониторинга.Один из продуктов питания, наиболее подверженный загрязнению нитробензолом, это мед, отметили ученые. Вызвано это применением инсектицидов, используемых для защиты пчел и ульев от клещей.

14 декабря 2020, 03:00НаукаУниверсальный сорбент для контроля токсичных элементов нашли в РоссииБольшинство методов определения уровня нитробензола в продуктах требуют длительной лабораторной работы, и поэтому непригодны для быстрого анализа «на месте». Все больший практический интерес, как объяснили ученые, представляет разработка портативных аналитических устройств.»Чувствительность и точность таких анализаторов определяется структурой «распознавателя» – так называемого рецепторного слоя. Как правило, он состоит из ферментов, универсальных биологических катализаторов, которые наряду с некоторыми преимуществами имеют высокую стоимость и низкую химическую стабильность», – рассказала директор Инновационного центра химико-фармацевтических технологий УрФУ Алиса Козицина.© Фото : пресс-служба УрФУДиректор Инновационного центра химико-фармацевтических технологий УрФУ Алиса КозицинаСпециалисты университета разработали синтетический рецептор в качестве замены системам на основе ферментов, а также создали основанный на нем прототип портативного анализатора. Принцип его действия основан на применении органических соединений класса диазинов: эти вещества способны избирательно взаимодействовать с нитробензолом, «вытягивая» его из анализируемой пробы на электрод электрохимического датчика. По словам создателей, новый метод отличается исключительной чувствительностью и минимальными трудозатратами на подготовку проб.

"В отличие от оптических спектральных анализаторов, применяемых сейчас для поиска нитробензола, электрохимические датчики миниатюрны, просты в изготовлении и требуют ультрамалое количество анализируемого продукта. Наша распознающая система и прототип электрохимического датчика не имеют прямых аналогов в мире", – отметила доцент УрФУ Татьяна Свалова.

С помощью нового подхода исследователи УрФУ смогли обнаружить в некоторых коммерческих образцах меда небезопасное количество нитробензола, «пропущенное» при анализе принятыми методами.Важное достоинство нового метода – возможность реализации как в стационарных лабораториях, так и виде портативных устройств. Разработка будет востребована не только в экологическом мониторинге и контроле качества продуктов питания, но и в промышленности, например, при производстве косметики, уверены ученые.Работы проводились совместно со специалистами Института органического синтеза УрО РАН. В дальнейшем научный коллектив намерен продолжить как фундаментальные исследования в этой области, так и разработку новых аналитических систем для работы с опасными химикатами и лекарственными средствами.

17 мая, 03:00НаукаНовая «упаковка» для ферментов упростит поиск ядов в еде