Ученые объяснили, почему коронавирус SARS-CoV-2 заразнее, чем SARS-CoV-1

Спайковый белок (S-белок) коронавируса SARS-CoV-2 связывается с рецептором ACE2 на поверхности клеткиЧитать ria.ru в Американские ученые выяснили, что сила взаимодействия между спайковым белком вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19, с рецепторами ACE2 в клетках человека намного выше по сравнению с другими коронавирусами. Этим, по мнению авторов, во многом объясняются более высокая скорость и широта распространения новой коронавирусной инфекции по сравнению с атипичной пневмонией, вызванной вирусом SARS-CoV-1, в 2002–2004 годах. Результаты исследования опубликованы в журнале Biophysical Journal.Известно, что для проникновения в клетки человека коронавирусы SARS-CoV-2 и SARS-CoV-1 используют рецептор ангиотензинпревращающего фермента 2 (ACE2), с которым они связываются посредством гибких выростов спайкового белка (S-белка), составляющих «корону» вируса. Исследователи из Лихайского университета в США разработали технологию количественного определения силы взаимодействия между S-белком и рецептором ACE2.

«Нашей целью было количественно охарактеризовать вирус SARS-CoV-2 и изучить белок-белковые взаимодействия, происходящие во время его вторжения в клетки человека, чтобы лучше понять механизмы, которые делают этот процесс таким успешным», — приводятся в пресс-релизе университета слова руководителя исследования Фрэнка Чжана (Frank Zhang), доцента кафедр биоинженерии и машиностроения и механики.

Оказалось, что взаимодействие между спайковым белком SARS-CoV-2 и рецепторами ACE2 намного сильнее, чем взаимодействие между структурно идентичным белком SARS-CoV-1 и теми же рецепторами. Используя комбинацию методов силовой спектроскопии одиночных молекул и моделирования молекулярной динамики, авторы выяснили, что причина этого — в ранее неизвестном взаимодействии между шипом SARS-CoV-2 и гликанами ACE2 — группами сахаров, прикрепленными к поверхности рецепторов.