Ученый рассказал о новом усилении активности COVID осенью

Ученый рассказал о новом усилении активности COVID осенью

Ключевую роль в эпидемической ситуации будет играть не погода, а активность людей

Не успели россияне отойти от третьей волны пандемии, как все чаще начинают говорить о четвертой. По мнению известного аналитика, кандидата биологических наук, администратора группы независимой статистики в соцсети Алексея Куприянова, в некоторых регионах уже появились первые признаки того, что четвертая волна начала поднимать гребень. На примере опыта Санкт-Петербурга Алексей рассказал обозревателю «МК», на основании чего он сделал такие выводы и сделал прогноз на осень.

Фото: Наталия Губернаторова

— Алексей, вы считаете, что четвертая волна уже могла прийти в Россию?

— У нас большая страна, и ситуация зависит от региона. К сожалению, в большинстве регионов сегодня вовсю полыхает третья волна, поэтому о новых тенденциях говорить рано. Что касается Петербурга, есть отдельные признаки того, что вспышка уже началась и она, возможно, будет недолгой. Чтобы говорить что-то определенное, нужно отслеживать все показатели, однако до 3 августа статистика у нас была закрыта. В июне Межведомственный совет по борьбе с распространением коронавирусной инфекции перестал публиковать данные. Лишь с 3 августа их публикацию в городе возобновили. Там есть принципиально важные данные по количеству госпитализированных. И если проанализировать информацию по поступлениям людей в больницы, за последние несколько дней мы наблюдаем некоторый прирост. Насколько он будет значителен – неизвестно. Для отслеживания трендов нужны показатели за две-три недели, и теоретически эти данные есть в распоряжении города, но они не публикуются. Есть также косвенный показатель, по которому можно судить о том, насколько вероятна очередная волна – количество людей с антителами к коронавирусу. В Петербурге, к сожалению, есть впечатление, что достаточного количества людей с антителами для создания коллективного иммунитета даже на случай повторной волны со штаммом «Дельта» нет. По данным Росстата, избыточная смертность в Санкт-Петербурге к июню составила 22-23,5 тысячи. Если добавить к этому статистику избыточной смертности (которую можно отнести на коронавирус) за июль и август, это будет около 27-28 тысяч смертей. Почему это важно? Важно знать долю умерших среди инфицированных для населении старше 18 лет – это чуть выше 1 процента. По этому показателю путем подсчетов мы можем грубо оценить количество переболевших, даже бессимптомно, и получивших иммунитет. По моим подсчетам получается, что к концу августа количество таких людей составит около 3 миллионов. Кроме того, в городе 1,4 миллиона вакцинированных (в том числе, переболевших) хотя бы одной дозой. Поэтому по оптимистическим прогнозам в городе к сентябрю будет 4 миллиона людей с антителами. Это примерно 75 процентов населения Питера. 

— Так это же много!

— Это как посмотреть. Для классического (уханьского) штамма этого было бы достаточно. Потому что, как мы помним, при нем в среднем один человек заражает еще примерно троих. И если из этих трех двое с антителами, эпидемия должна пойти на спад. Но это применимо к ситуации с классическим штаммом. Проблема в том, что у «Дельты» этот показатель выше: носитель «Дельты» заражает более 6 человек. Значит надо иметь пять из шести не заражённых в общей популяции, чтобы достичь коллективного иммунитета. И это означает, что при наличии «Дельты» шансы на четвертую волну повышаются.

— И что можно предпринять?

— Надо тщательно наблюдать за ситуацией. И все же наши наблюдения ничего не дадут, поскольку наши власти не расположены вводить новые ограничения, особенно, в связи с выборами. Например, в Петербурге был катастрофический рост заболеваемости в июне и июле. Но рост начался еще в мае – и ничего не предпринималось. Надо было проводить ПМЭФ, Евро-2020, «Алые паруса». Никаких ограничений не было наложено, и мы фактически получили развитие третьей волны в виде пожара.

— Скоро все выйдут из отпусков, дети вернутся в школы. Это как-то повлияет на ситуацию?

— Если судить по опыту прошлого года, заметный рост заболеваемости начался во второй половине августа. Так что перелом сегодняшнего тренда может настать со дня на день — и мы опять к этому не будем готовы. Никто не будет закрывать школы, вводить удаленку, закрывать увеселительные заведения, пока не переполнятся больницы и не выстроится очередь из гробов. Нужно самим соблюдать все меры предосторожности.

— То есть, помоги себе сам?

— Именно. Фактически государство бросило людей на произвол судьбы, поэтому ваша задача – прививаться, надевать маски, требовать перевода на удаленку, по возможности просить дистант для детей. Кстати, «Дельта» гораздо опаснее для детей, чем исходный штамм – сегодня много случаев тяжёлого течения заболевания у несовершеннолетних. В теории надо ограничивать мобильность между регионами. Они у нас географически разобщены, и мы могли бы уберечь многих людей, если бы были введены ограничения на перемещения. И  в целом у нас были бы менее масштабные последствия пандемии. Но сегодня можно констатировать, что Россия вчистую проиграла битву с коронавирусом. Например, можно сравнить Финляндию и соседнюю Карелию: плотность населения и там, и там примерно одинаковая. Но в Финляндии смертность от коронавируса еще весной была примерно в двадцать раз меньше. Сейчас может уже и в тридцать. Это катастрофа.

Ключевую роль в эпидемической ситуации осенью будет играть не погода, а активность людей, насколько часто они будут встречаться в помещениях.

— Доберется ли к нам линия «Лямбда»?

— «Лямбда» к нам не доберётся, она уже практически вымерла. Ведь в мире побеждает не тот, кто страшнее, а тот, кто быстрее размножается — это и есть естественный отбор. Не обязательно убивать, важно уметь распространяться — и в этом плане «Дельта» пока забивает всех. Это не означает, что не вырастут другие штаммы вирусов. Но пока «Дельта» лидирует — пока другие штаммы заражают трёх человек, «Дельта» спокойно заражает 6-8. А вообще, хочется верить, что четвёртая волна – последняя. Но надеяться надо на лучшее, а верить – в худшее.

Источник

Похожие записи