Движение «Наши» адаптируют под митинги Навального

Движение «Наши» адаптируют под митинги Навального

Движение «Наши» адаптируют под митинги Навального

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Участие молодежи в акциях протеста, в том числе сторонников Алексея Навального, обеспокоило власти. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, уже в 2022 году во всех регионах России будут набирать советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями. Претендентам предстоит выдержать конкурс. Пилотный проект под названием «Навигаторы детства» уже запущен в 10 регионах. По данным «Коммерсанта», его соорганизатором станет Российское движение школьников (РДШ), созданное, как утверждают, при участии администрации президента.

«Задача в том, чтобы воспитатель в первую очередь именно общался с молодежью. У них есть запрос, чтобы с ними общались на политические темы, в том числе и по поводу митингов», — цитирует издание исполнительного директора РДШ Ирину Плещеву. Особое внимание она собирается уделять тем молодым людям, которые когда-нибудь задерживались в ходе несанкционированных акций. «Нужно, чтобы они не чувствовали злобу или что они покинуты. Их надо интегрировать в те же проекты РДШ», — считает функционер РДШ.

Составить представление об умении самой Плещеевой говорить на языке молодежи можно по ее реплике, написанной в соцсетях накануне, 23 января. «Это произойдет на следующий день. Когда придут светлые парни и запилят все, что ты знаешь, начнут долбить за георгиевские ленты 9 мая и за то, что не забил на деда, который воевал… И вот тогда ты, может быть, и допрешь, что заруинить можно все, а изменить можно только свою, так ненавистную тебе, но СВОЮ страну. Не пытайся ее расфигачить, пытайся изменить», — цитирует будущего начальника воспитателей «Коммерсант».

Школьный преподаватель, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева отнеслась к предполагаемой новации со скепсисом.

— Воспитание — это ежедневный процесс. Это не лекции, не лозунги, а ежедневный пример взрослых. Педагоги знают, что воспитание неотделимо от обучения. Нельзя сегодня воспитывать детей, а завтра учить их. Нет. Мы учим ежедневно и воспитываем ежедневно на одном и том же уроке. Не врать, делать то, что обещал — например, выполнить домашнее задание — это все воспитание. Думать иначе — очень наивно, некомпетентно. Никакими классными часами воспитать детей невозможно.

Институт советников-воспитателей, который сейчас планируют ввести в школах, будет похож на «первый отдел» на предприятиях времен СССР. Воспитатели всегда были для пионерско-комсомольской работы, но не по типу первого отдела. Теперь будут. То есть ребенка, подростка, если он вышел на митинг, сорвал портрет президента и т. п., будут вызывать и «прорабатывать» или угрожать отчислением из школы или постановкой на учет в полицию. Ни к чему хорошему это не приведет.

Известно, что подростки проходят сепарацию от взрослых. Им нужно все делать наоборот. С подростками надо вести себя очень осторожно. Нужно очень уважать их человеческое достоинство. И если советники-воспитатели будут внедряться в школах, то мы получим мощный протест со стороны подростков — граждан нашей страны. То есть эффект будет обратный. Эти некомпетентные управленцы, не побоюсь этого слова, получат не то, что хотели. К сожалению, придется это терпеть. Очень жаль.

Политолог Константин Калачев считает, что искусственно политизировать молодежь не нужно.

— Попытка объединить школьников, старшеклассников в какие-то молодежные организации абсолютно искусственная. Кто-то скажет, что введение в школах института комиссаров или советников директоров по воспитанию успешно реализуется в пилотных регионах, а для кого-то это просто кормушка. Это даст обратный эффект.

Это мертворожденный проект при всем уважении к Ирине Плещевой, которая начинала когда-то в организации «Наши» (прокремлевское молодежное объединение под руководством Василия Якименко — авт.). Кстати, сейчас многие бывшие «нашисты» — весьма оппозиционно настроенные граждане, оттого, что их ожидания не были реализованы.

В конце концов, мы все, люди моего поколения были октябрятами и пионерами. Мы что, сохранили преданность делу революции? По-прежнему являемся наследниками дела Ленина? По-прежнему исповедуем нормы коммунистической морали?

«СП»: — Критиковать легко, но чем на самом деле стоит занимать молодежь?

— Как родитель, считаю, что детям надо дать занятия по интересам. Этого достаточно. Навязчивое воспитание дети будут отторгать. Сегодня надо просто развивать сеть кружков, бесплатных или хотя бы недорогих спортивных секций. Нужно создавать молодежи условия для творческой самореализации, получения образования, развития полезных, интересных им навыков.

Молодежь интересуется политикой только тогда, когда политика сама стучится в двери. Когда возникает ощущение исторического тупика, безнадеги, бесперспективности, кастовости. Молодежь хочет плюралистическую и модернизационную систему, а ей предлагают архаику, соборность и державность. Это власть создает предпосылки для политизации молодых, а не оппозиция.

Но кто не был в молодости революционером, у того нет сердца. Это все борьба архаики и модерна. И однажды модерн может победить.

— Идея советников-воспитателей в школах похожа на реакцию государственной бюрократической машины и огромного числа паразитов, которые вокруг нее кормятся, на протесты, связанные с Навальным и общее народное недовольство. Не думаю, что власти достигнут желаемого эффекта, — продолжает координатор «Левого фронта», к. и. н. Алексей Сахнин.

«СП»: — Почему?

— Для лояльности молодежи нет никакой реальной базы. Молодежь сталкивается не с виртуальными, а с реальными проблемами. В первую очередь с остановкой социальной мобильности. Во вторую с тем, что экономика не растет. Из-за этого выпускники часто не могут найти работу, сделать карьеру по специальности и им приходится выполнять черные «прекарные» работы платформенной экономики (например, курьер «Яндеск. Еды — авт.).

Это подрывает стабильность всей системы, как правильно заметил Путин в своей речи в Давосе. А это в свою очередь лишает людей мотивации эту систему защищать или оставаться ей пассивно лояльными. В таких условиях комиссарам придется заставлять людей демонстрировать лояльность системе, которая вызывает у них вопросы. Это приведет к дополнительной политизации, которая будет проявляться везде, от интернета до уличных протестов.

«СП»: — В советское время как-то получалось работать с молодежью…

— Тогда была мощная система: пионерская организация, октябрята, комсомол. Эта работа опиралась на социальную модель, которая оставляла людям социальную мобильность, связанную если не с политикой, то с наукой, с армией и т. д. То есть реальных поводов для недовольства было гораздо меньше. Но даже эта работа в конце советской эпохи, в 1980-е, зашла в тупик. Тот же комсомол стал символом конформизма, лицемерия. Тех немногих, кто искренне верил, оставалось все меньше, а тех, кто иронизировал над этим все больше. Нынешняя РФ генерирует социальных противоречий гораздо больше, а возможностей гораздо меньше.

Планируемая работа с молодежью, скорее всего, будет вносить только раздражение, порождать новые конфликты. Если, конечно, политический кризис не обгонит все это вялое бюрократическое шебуршание.

В свою очередь исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина, считает, что многое зависит от формы реализации идеи.

— Введение в школе новой должности своего рода координатора, советника, который будет общаться с молодежью на языке молодежи, вникать в проблемы, мониторить новые веяния, в том числе в соцсетях, можно оценить положительно. Налицо желание государства наладить контакт не только со взрослыми молодыми людьми, но и начать работать с аудиторией младше 18 лет, которая часто взрывоопасна. С этой точки зрения идея правильная и вселяет оптимизм.

Но важно, как это будет исполняться. Не станет ли это повторением истории с появлением в школах социальных педагогов, психологов. Не секрет, что они часто бездействуют, занимаются какой-то административной работой, не выполняя свою основную функцию. Контроль за исполнением функции советника-воспитателя должен быть не только со стороны руководителя учебного заведения, но и со стороны общественных движений, которые занимаются молодежью, например, через совместное написание должностных инструкций, Минсоцразвития и т. д.

«СП»: — Откуда взять столько подготовленных людей?

— Фраза, что кадры решают все, ни для кого не нова. Безусловно, те специалисты, которые работают в школах, должны быть максимально компетентны. Ведь они работают с «резервом», который потом выходит во взрослую жизнь и мы получаем тот или иной социальный ответ. Сейчас школы оказывают только образовательные услуги. Воспитания как такового нет. Его надо вернуть. Нужен серьезный отбор на новые позиции в штатном расписании, регулярное повышение квалификации, конференции по обмену опытом, методическая поддержка и т. п.

Источник

Похожие записи