ПОСЛЕДНЕЕ
Крымский тоннель: Кремль называет это чушью, но подводный вариант переправы сейчас бы пригодился

Крымский тоннель: Кремль называет это чушью, но подводный вариант переправы сейчас бы пригодился

Крымский тоннель: Кремль называет это чушью, но подводный вариант переправы сейчас бы пригодился

На фото: вид на Крымский мост через Керченский пролив (Фото:
Сергей Мальгавко/ТАСС)

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, назвал чушью публикацию про тоннель под Крымским мостом. «Даже не стоит комментировать. На Washington Post не похоже — такую чушь написать», — ответил представитель Кремля надоедливой прессе.

Немного подробностей. Американское издание объявило, якобы Россия и Китай намерены построить подводный тоннель под Керченским проливом. Стоимость проекта пять миллиардов долларов. Более того, The Washington Post утверждает, что тоннель потребовался для защиты от атак со стороны Украины.

Кто знает, но может нынешняя песковская «чушь» через какое-то время обернется вполне себе эффектной военной хитростью? Врага надо вводить в заблуждения любыми средствами. Тем более, что вариант с тоннелем до начала строительства Крымского моста действительно рассматривался.

С нами Бог и китайский флаг

Пекин по поводу тоннеля вообще молчит. Однако как знакомо крымчанам это судьбоносное молчание Поднебесной! Здесь никогда не забудут о своих спасителях из КНР. 12 октября 2015 года, майданные террористы взорвали ЛЭПы Херсонщины. Так начался энергетический блэкаут — самое тяжелое, по-настоящему опасное испытание для республики.

Полностью прекратилась подача электричества по единственной действующей материковой магистрали. Без света остались жилые кварталы, больницы и школы. Остановились троллейбусы, электрички и лифты. Погасли светофоры и уличные фонари, закрылись магазины, банки, котельные. Бандеровские мрази откровенно радовались темноте и холоду крымских домов. Рано радовались. Уже через неделю в Камыш-Бурунский порт Керчи вошло судно «JIAN JI-3001» под красным флагом с золотыми звездами.

Гигантский кабелеукладчик из Шанхая попал в керченскую акваторию тихо, без скандала. Слегка поменял персональный судовой номер, «временно выключил» АИС — систему слежения за морскими судами. Россия не имела такого специализированного корабля и такого мощного морского кабеля. Собирались купить у немцев, но власти ФРГ в последний момент расторгли контракт. Зато оснащенный огромной катушкой «JIAN JI» метр за метром укладывал линию Made in China в подводные траншеи от кубанской Тамани до керченских берегов.

Ровно через полтора месяца после начала блэкаута была введена в строй первая очередь спасительного энергомоста — и полуостров начал брать 300 краснодарских мегаватт. К лету 2016-го по всем веткам китайского подводного кабеля с материка пошло уже 850 МВт. Возможно, совпадение, но через прежний украинский переток крымские сети получали ровно столько же.

Независимые эксперты сразу предположили — укладка энергокабеля станет «пробным шаром» для масштабного участия Китайской Народной Республики в крымских проектах. Хотя официально считается, что мост мы построили собственными силами. Прошло пять лет, сущая песчинка для китайского терпения. Зона предполагаемого строительства тоннеля знакома потенциальным партнерам до мелочей. И многие сейчас вспоминают еще одну хорошую песню про капитана, который крикнул «Еще не вечер…»

Керченское дно манит давно

Подводный тоннель под проливом — на самом деле проект давний, проработанный глубоко и всесторонне. Причем еще два десятилетия назад в нем была особенно заинтересована украинская сторона. При Кучме подсчитали, что тоннель позволит транспортировать в год 150 миллионов тонн грузов и свыше 15 миллионов пассажиров. Постоянно действующее железнодорожное сообщение соединит не только Украину с Россией, но и Европу с Азией — Кавказом, Ираном, Индией, Пакистаном, Китаем. То есть, получалось важное звено «Шелкового пути».

Был объявлен тендер по созданию коммуникаций через Керченский пролив. Рассматривались два варианта моста, три варианта тоннеля, канатная дорога и усовершенствованный паром. Симпатии склонялись к 15-километровой подземной трассе, спроектированной в плотной глине с известняками. Считалось, это самый надежный вариант для преодоления водной преграды.

Появился текст межгосударственного соглашения, прошедший согласование во всех министерствах и ведомствах Киева. Но помешал бредовый конфликт вокруг косы Тузла. Потом грянула пресловутая Оранжевая революция. Иметь дело с москалями захвативший власть режим Ющенко отказался наотрез.

События Крымской Весны вновь вернули теме актуальность. Осень 2014-го, симферопольская инженерная компания ОАО «Великий шелковый путь Евразия» обратилась к президенту России с предложением все-таки прокладывать тоннель. Кроме логистических плюсов, подавать на полуостров воду, газ и нефть по трубопроводам тоннеля будет намного проще, уверял в письме Владимиру Путину учредитель и гендиректор «ВШП Евразия» Николай Глухов. Также тоннель позволил бы улучшить условия прокладки и эксплуатации кабельных энергетических и телекоммуникационных систем.

Неожиданным сторонником тоннеля оказался тогда Сергей Аксенов. Глава Крыма заявил, что для строительства моста нужно согласие Украины, которого Киев не даст, и предложил копать подземную магистраль. Основной аргумент — такое строительство обойдется дешевле и международного согласования не потребует.

Коллегу поддержал представитель региона при президенте РФ Георгий Мурадов, называвший строительство моста «опасным» из-за неблагоприятных погодных условий. Мурадов откровенно говорил об «иностранных корпорациях», предлагавших создать туннель, «который дешевле». Мало кто сомневался, имелись ввиду именно корпорации из Китая. По их оценкам, туннель обошелся бы в 2,5 раза дешевле моста.

Решение осталось за федеральными структурами. И получилось ровно наоборот. Экс-глава Минтранса Максим Соколов пояснил выбор в пользу моста «стоимостью и сейсмическими рисками». В дискуссии «мост или туннель» поставлена точка. «Построить туннель сложнее, необходимо прорыть плавающие грунты глубиной 70 м», — прозвучало на совещаниях у бывшего вице-премьера Дмитрия Козака

На сегодняшний день, после двух украинских терактов по автодорожной части Крымского моста пропускают только легковой транспорт весом не более трех тонн. Автобусы междугородних рейсов следуют на паромы Керченской морской переправы. Там же ждут очереди фуры со скоропортящимися продуктами, медикаментами и прочими приоритетным грузом. Остальным приходится мотать дополнительные 400 км в объезд по прифронтовому югу Донецкой и Запорожской областей.

Севастополь идет вглубь

Пока большое начальство спешно открещивается от «тоннельной чуши», город русских моряков выбрал прямо противоположный курс. Как известно, большая Севастопольская бухта делит его ровно на две части, Южную и Северную. Добираться кружным сухопутным путем, в том числе по горному серпантину — долго и трудно. Большинство горожан пересекает бухту катерами и автомобильными паромами. Но при шторме и украинских атаках морской транспорт останавливается. Последние месяцы это происходит чуть ли не каждый день.

Решить проблему должен тоннель под Севастопольской бухтой, предусмотренный новым проектом Генерального плана города. На днях проект презентовали градостроительному совету представители одного из основных разработчиков, замдиректора Института Генплана Москвы Николай Кикава и начальник столичной мастерской планирования транспортных систем Наталья Кармадонова.

Благодаря тоннелю они предрекают Севастополю «мощнейшее развитие систем общественного транспорта». Сам стратегический объект глубокого заложения предполагается начать на пересечении Стрелецкого спуска и улицы Пожарова. Это неподалеку от Карантинной бухты и музея-заповедника «Херсонес Таврический».

По словам Натальи Кармадоновой, именно там есть уникальный перепад рельефа, позволяющий разместить основной вход в тоннель. Далее еще одна точка ближе к Южной бухте и центру города, подземная часть — и, наконец, выход на поверхность уже на Северной стороне в районе улицы Богданова, за Константиновским и Михайловским равелинами.

Еще в 2017 году идею проложить подводный тоннель на Северную сторону доложили Владимиру Путину. При этом проект уже был оговорен с вице-премьером Козаком и министром транспорта Соколовым. Увы, поначалу средства забирал Крымский мост.

Казалось, СВО вообще поставила крест на севастопольском тоннеле. Только вот внезапно выяснилось, что именно на нынешнем пике военных действий он оказался особенно нужен.

Источник

Похожие записи