«Суворова больше нет»: Черкессия переписывает историю страны

«Суворова больше нет»: Черкессия переписывает историю страны

«Суворова больше нет»: Черкессия переписывает историю страны

На фото: Александр Суворов, фрагмент картины (Фото:
Vladimir Boiko/Russian Look/Global Look Press)

В Черкесске по требованию депутата Совета Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, избранного от партии «Справедливая Россия», Адлера Туркменова убрали плакат с изображением великого русского полководца Александра Суворова, вывешенный ко Дню России. По мнению Туркменова генералиссимус якобы принимал участие в «геноциде ногайского народа».

«Это очень сильно меня возмутило. Я обращаюсь к тем людям, которые додумались [разместить плакат] в Черкесске, где ногайский народ является субъектообразующим. Это примерно как если бы сейчас здесь поставили памятник Сталину, который депортировал карачаевский народ, или как памятник в Чечне Ермолову. Я прошу вас, уберите этот плакат. Он здесь не нужен», — заявил Туркменов в видеообращении, опубликованном в Instagram.

На следующий день Туркменов опубликовал новый ролик, на котором рабочие убирают плакат с изображением Александра Суворова. «Суворова больше нет», — заявил он. В настоящий момент запись на странице Туркменова недоступна, однако скриншот публикации появился в Telegram-канале издания «Кавказский узел».

И как нам укреплять межнациональное единство, которым так гордятся наши власти, в таких условиях? Все тот же Адлер Туркменов некоторое время назад занимал должность заместителя министра Карачаево-Черкесии по делам национальностей. О результатах его работы на этом посту можно только догадываться.

Хорошо, если это самопиар отдельного депутата, попытка словить «хайп». Хотя ловить «хайп» на национальном вопросе — опасное дело…

— Такие высказывания и действия чиновников-этнократов в национальных республиках подрывают народное единство российской нации, которое и так-то оставляет желать лучшего, — считает директор Института свободы Федор Бирюков.

— История России и ее этносов — не увеселительная прогулка, в ней было полно трагедий. Но общенациональных побед ещё больше. А личность Суворова давно приобрела общенациональный масштаб, это героическая фигура для всех россиян. И в наше время порождать этнический раскол в нацреспублике, тем более по такому поводу — значит, либо идти на сознательную провокацию, либо совершенно не понимать целей и задач российской государственной национальной политики на региональном уровне.

Подобные тенденции в самом недалеком будущем могут породить очередные вспышки этно-сепаратизма, обострить межнациональные отношения в стране. Достаточно одной искры в одном регионе, чтобы запылал националистический пожар во многих других.

— Не думаю, что это пиар одного политика, — уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, кандидат исторических наук Вадим Трухачёв.

—Это очень тяжёлая проблема, это российский вариант BLM. Наиболее ретивые представители национальных меньшинств требуют себе привилегированный статус. Они уже дошли до того, что у России не может быть русских героев. Или же и вовсе — что ради того, чтобы сохранить Россию, русские должны вовсе отказаться от своих героев. Это прямой шантаж федеральных властей, который надо пресекать на корню.

«СП»: Сталин, Ермолов, но на Суворова почему замахнулись? Вроде предельно нейтральная историческая фигура. Даже в советское время его культивировали, несмотря на участие в подавлении крестьянских бунтов Пугачева…

— Суворов участвовал в подавлении Ногайского восстания 1783 года, которое стало следствием побед России в русско-турецких войнах и попыток Екатерины Второй переселить неблагонадёжных на тот момент ногайцев с Кубани в другие районы. Но какой-то особой жестокости к ногайцам Суворов отродясь не проявлял. Его сравнение с Ермоловым и Сталиным тут явно хромает.

«СП»: — Если так пойдет и дальше, то, может, в Сибири нельзя будет портреты Ермака вешать, в Казани — Ивана Грозного, да и вообще у нас Дальний Восток царские генералы осваивали…

— К этому и пытаются вести. Ладно, Иван Грозный — его не только в Казани, но и в Великом Новгороде лучше не вешать. Но насчёт Ермака — с его именем связано присоединение Сибири, никаких местных татар он целенаправленно не резал… Хватит потакать кучке национальных активистов, которые пытаются найти повод для обид везде. Нравится ли им это, или нет — но Россию, прежде всего, создавали русские. И в пантеоне героев-создателей страны явно будут преобладать русские.

«СП»: — Кстати об опыте СССР, в пантеоне которого уживались и древнерусские князья, и царские генералы, и участники восстаний, в том числе, с национальным оттенком, которые эти генералы подавляли… Почему тогда все получалось, и никто не возмущался героизацией тех или иных персонажей? Можем ли мы сейчас использовать этот опыт?

— И тогда возмущались на самом деле. История Грузинской ССР писалась совсем по-другому, нежели история в Москве. Георгиевский трактат 1783 года уже тогда в Грузии не преподносилось как однозначно положительное событие.

Вспомним и о возмущении развенчанием культа личности Сталин среди грузин и осетин… В других республиках это выглядело не столь ярко, как в Грузии, но и там было. Разве что в Прибалтике героев сильно фильтровали по понятным причинам… Потому и советской власти не удалось полностью сгладить углы. Наряду с положительными моментами того, что было в СССР, необходимо учитывать и совершённые тогда ошибки.

«СП»: — Власти Украины пытаются всех убедить, что нормально, когда на Западе страны уважают Бандеру, а на Востоке — Сталина и Жукова. Возможно ли, чтобы в разных частях страны чтили разных героев, которые при жизни были антагонистами? Возможно ли сосуществование двух версий истории? Есть ли подобный опыт в других странах?

— В Швейцарии прекрасно сосуществуют самые разные герои, и ничего — страна прочнее прочного, несмотря на разные языки и религии. Просто страну там по уму устроили. А вот в Бельгии уже сложнее — фламандцы и валлоны на многие вещи смотрят по-разному, но там противостояние не столь жёсткое, как на Украине. Вообще, более-менее единое видение прошлого — неотъемлемый атрибут устойчивого государства, отличие естественной нации от искусственной — вроде Украины. Швейцария здесь скорее выступает как приятное исключение из правила. В случае с Украиной противоречие неразрешимо — рано или поздно, оно разорвёт страну изнутри.

«СП»: — Осуществимо ли это в России? Давайте не будем брать национальный вопрос. Вот нас тоже пытаются убедить в том, что памятники Ленину и царям, улицы Буденного и Колчака по соседству — это наша общая история, и она не должна раскалывать народ. А на самом деле?

—  В Англии рядом стоят рядом Оливер Кромвель и казнённый им Карл Первый — и ничего. В наличии рядом улиц красноармейцев и белогвардейцев нет ничего плохого и, в принципе, это правильный путь.

Что касается конкретного Будённого и Колчака — они прославились именно благодаря Гражданской войне, в которой героев быть не может. И именами тех, кто прославился только участием в Гражданской войне (на любой из сторон), улицы лучше не называть.

Ленин — глава государства, и улицы его имени — вещь нормальная. Как и нормально иметь рядом с улицей Ленина улицу Александра Второго

«СП»: — Будут ли, по-вашему, продолжаться подобные вещи? Наверняка наши зарубежные «партнеры» будут раздувать это. Что мы можем противопоставить? Бороться исключительно силовыми методами?

— С наиболее ретивыми активистами надо бороться жёстко, ибо они посягают на территориальную целостность и конституционный строй России. Но с остальными представителями национальных меньшинств надо спокойно и кропотливо работать.

Объяснять, что в русских регионах памятники Ермолову стоят не для того, чтобы кого-то обидеть. И насчёт Суворова разъяснять, и насчёт многих других… Причём надо привыкнуть к тому, что определённые региональные различия в трактовках истории возможны. И пугаться их не стоит. Надо смягчать противоречия, и иметь чёткий общий образ будущего. Тогда и острые вопросы прошлого отойдут на второй план. А примером здесь вполне может выступить упомянутая выше Швейцария.

— Мы регулярно наблюдаем атаки националистов на героев русской истории, — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.

— Как правило, власти идут у них на поводу. Так было с отказом включить имя Ермака Тимофеевича в список для названия аэропорта Тобольска. С памятником подвигу русских солдат в Сочи, который снесли по требованию местных черкесских активистов. Ну и теперь вот с баннером в честь Суворова. Этакий отечественный Black Lives Matter на марше.

Не очень понятно, чем Александр Васильевич не угодил местному депутату от «Справедливой России» Адлеру Туркменову, который даже обозвал его «военным преступником».

С ногайцами у него и вправду были непростые отношения — он и водку с ними пил, принимая в русское подданство, и вполне жестоким образом в духе того века подавлял их мятежи. Что было высоко оценено императрицей Екатериной Второй. (Подробнее об этом можно прочитать в классическом многотомнике Василия Потто «Кавказская война»). Что тут ему можно предъявить? И как далеко зайдет борьба с полководцем? Может, станицу Суворовская переименовать захотят?

Можно констатировать, что в Черкесске пошли прямо по стопам украинских властей, которые сперва переименовали Суворовское военное училище в Киеве в честь гетмана Ивана Богуна, а затем в 2019-ом году снесли и памятник возле него. Казалось бы, очевидно, что последствия хождения путями свидомых и BLM могу быть весьма печальными для российской государственности. Но на практике именно это и происходит при активном содействии чиновников на разных уровнях.

Источник

Похожие записи