Тайны Госдепа: что показало расследование деятельности прошлого главы Энтони Блинкена

Тайны Госдепа: что показало расследование деятельности прошлого главы Энтони Блинкена

Главный американский дипломат любит рассуждать о «моральном превосходстве» США и оправдывает агрессии

На фоне украинского кризиса американский Госдеп развил бурную деятельность не только в стремлении ставить где только можно палки в колеса России, но и в попытках перетянуть на сторону Вашингтона нейтрально и дружественно настроенные по отношению к Москве страны. И лицом этой политики стал госсекретарь США. Чем успел прославиться Энтони Блинкен и чего от него можно ждать – об этом наш материал.

Фото: Global Look Press

***

О том, что Джо Байден назначит руководить американской внешней политикой именно Энтони Блинкена, стало известно еще в те дни, когда Трамп оспаривал победу своего конкурента-демократа на выборах в ноябре 2020 года.

Тогда, рассуждая о перспективах Блинкена занять пост государственного секретаря Соединенных Штатов, газета «Нью-Йорк Таймс» характеризовала этого политика как «защитника глобальных альянсов и ближайшего советника» Байдена по внешней политике. От него ожидали, что он поможет успокоить во внешней политике как американских дипломатов, так и мировых лидеров после четырех лет «рикошетирующих стратегий администрации Трампа и националистического чванства».

Главным из приоритетов Блинкена в преддверии его назначения госсекретарем называли восстановление Соединенных Штатов в качестве надежного союзника, готового присоединиться к глобальным соглашениям и институтам (включая ВОЗ, Парижское соглашение по климату и ядерную сделку с Ираном), которые были отвергнуты при Трампе.

Но своей карьерой нынешний руководитель американского внешнеполитического ведомства обязан не только своим политическим воззрениям и профессиональному опыту. А еще и тому, что он по-настоящему зарекомендовал себя как человек Джо Байдена.

Действительно, до своего назначения главой Госдепартамента Блинкен находился в ближнем кругу Байдена почти 20 лет, в том числе в качестве его главного помощника в Сенатском комитете по международным отношениям, а затем в качестве его советника по национальной безопасности, когда тот был вице-президентом США. В этой роли Блинкен помогал разработать американский ответ на политические потрясения и нестабильность на Ближнем Востоке – правда, как отмечает «Нью-Йорк Таймс», со смешанными результатами в Египте, Ираке, Сирии и Ливии. «Смешанные» – это слово можно воспринимать как эвфемизм для таких понятий как «не слишком удачные», а то и «провальные».

Глава Госдепа – человек не только Байдена, но и Демократической партии вообще, давно завоевавший имидж представителя ее внешнеполитического истеблишмента. Занимавший пост заместителя госсекретаря при президенте Бараке Обаме Энтони Блинкен начал свою карьеру в Государственном департаменте еще во времена администрации Клинтона. А в 2020 году стал советником по внешней политике в президентской кампании Байдена.

Блинкена – наряду с Джейком Салливаном, нынешним советником президента США по нацбезопасности – называли «мозговым центром» Байдена и даже его «голосом» по вопросам внешней политики. Именно они возглавили атаку на лозунг Дональда Трампа «Америка прежде всего», заявив, что он только изолировал Соединенные Штаты и создал возможности для противников Америки.

Даже такая могущественная страна, как Соединенные Штаты, не может справиться с глобальными проблемами в одиночку, говорил Блинкен еще до победы Байдена на выборах-2020. По его словам, взаимодействие с другими странами может дать США дополнительное преимущество в решении другой важнейшей дипломатической задачи: конкурировать с Китаем, выбирая многосторонние усилия по развитию торговли, инвестиций в технологии и прав человека — вместо того, чтобы заставлять отдельные страны выбирать между экономиками двух сверхдержав.

Как известно, с точки зрения Вашингтона, главный вызов для Америки – это Китай. Блинкен критиковал администрацию Трампа за якобы оказанную объективно «помощь» Китаю в достижении его собственных ключевых стратегических целей. Он заявлял, что своими действиями Трамп ослабляет американские альянсы и дает Пекину «зеленый свет на попрание прав человека и демократии от Синьцзяна до Гонконга». Правда, трамповский агрессивный подход по отношению к Поднебесной Блинкену пришелся явно по душе.

В отношении России позиция Блинкена становилась чем дальше, тем более ястребиной. И это было задолго до начала СВО на Украине. А после того, как полыхнул украинский конфликт, глава Госдепартамента стал одним из символов антироссийской политики не только Соединенных Штатов, но и всего «коллективного Запада». Единственным, пожалуй, моментом, где он готов был протянуть руку Москве, была его позиция по продлению нового договора СНВ с Россией. Но, как известно, с недавних пор мистеру госсекретарю здесь ничего не светит: РФ объявила о приостановке своего участия в этом договоре.

***

«На протяжении трех десятилетий и трех президентских администраций мистер Блинкен помогал формировать внешнюю политику США, гарантируя, что она защищает интересы США и приносит результаты американскому народу», – гласит его краткая биография на сайте Госдепа.

Прежде чем устроиться на работу в бюро европейской политики Госдепартамента в 1993 году, Тони Блинкен мечтал стать журналистом или кинопродюсером. Он оттачивал свои навыки работы в СМИ, став автором внешнеполитических речей президента Билла Клинтона, а позже курировал европейскую и канадскую политику в Совете национальной безопасности Белого дома, пишет «Нью-Йорк Таймс».

Внешнеполитическая стезя в случае Блинкена выглядит вполне логичным выбором. Он рос в Нью-Йорке и Париже, окончил Гарвардскую и Колумбийскую школы права.

К тому же его отец был послом в Венгрии при администрации Клинтона, а отчимом – переживший Холокост польско-американский юрист и писатель Сэмюэль Писар, который был советником Джона Ф. Кеннеди, а также президентов Франции..

Дядя будущего госсекретаря, Алан Блинкен, служил послом США в Бельгии. А прадедом был писатель Меир Блинкен, творивший на идише.

Сам же Блинкен говорит на безупречном французском языке с едва заметным акцентом. Неудивительно, ведь Тони посещал в Париже двуязычную школу Жаннин Мануэль. 

Государственная служба — это семейный бизнес Блинкенов, пишет Politico. Он познакомился со своей будущей женой Эван Райан в 1995 году, когда работал в Белом доме спичрайтером в Совете национальной безопасности, а она была планировщиком для первой леди Хиллари Клинтон. Райан продолжала работать на Клинтон во время ее предвыборной кампании в Сенат, а позже работала на Байдена, когда тот был вице-президентом в качестве его помощника по межправительственным вопросам, а с 2013 по 2017 год — помощником госсекретаря по вопросам образования и культуры. Хиллари Клинтон была гостьей на свадьбе Блинкена и Райан в 2002 году, и Блинкен произнес тост, поблагодарив 40 миллионов американцев, которые проголосовали за Билла Клинтона, потому что те выборы привели к их браку.

Сводная сестра Блинкена, Лия Писар, также работала в Государственном департаменте и директором по коммуникациям в Совете национальной безопасности при администрации Клинтона.

Шесть лет работы в Сенате США в качестве одного из главных помощников Байдена обеспечили Блинкену прочные связи с другими близкими байденовскими советниками Байдена, работавшими в Сенате, включая Брайана Маккеона, который впоследствии стал заместителем министра обороны по вопросам политики; и Аврил Хейнс, которая позже стала замдиректора ЦРУ и заместителем советника по национальной безопасности в Белом доме.

Впрочем, одной госслужбой карьера Блинкена не ограничивается – он работал в частном секторе, гражданском обществе и журналистике. В частности, он стал основателем международной стратегической консалтинговой фирмы WestExec Advisors, специализирующейся на геополитике и национальной безопасности. С 2001 по 2002 год он был старшим научным сотрудником Центра стратегических и международных исследований. До прихода в правительство Блинкен занимался юридической практикой в Нью-Йорке и Париже. Он также был репортером журнала New Republic и известен как автор вышедшей в 1987 году книги “Союзники против союзников: Америка, Европа и кризис сибирского трубопровода”.

В общем, с таким семейным и профессиональным бэкграундом Блинкен во главе Госдепа никак не выглядит «белой вороной».

Некоторые называют Блинкена центристом с примесью интервенционизма. Главный американский дипломат любит поговорить о «моральном примере», который Соединенные Штаты подают остальному миру. И вполне вероятно, что сам верит в это. Видимо, этой самой «моралью» он руководствовался, когда поддержал устроенное под фейковыми предлогами американское вторжение в Ирак в 2003 году.

В 2002 году он был назначен директором по персоналу Сенатского комитета по международным отношениям и Блинкен помогал тогдашнему сенатору Джо Байдену, председателю Сенатского комитета по международным отношениям, при формулировании поддержки Байденом агрессии США против Ирака. Блинкен охарактеризовал голосование за вторжение в Ирак как «голосование за жесткую дипломатию».

Рассказывающий о «моральном примере», который остальному миру предлагает Америка, Блинкен поддержал военную интервенцию 2011 года в Ливию и поставки оружия сирийским боевикам. А в апреле 2015 года Блинкен выразил поддержку интервенции под руководством Саудовской Аравии в Йемен, заявив, что «в рамках этих усилий мы ускорили поставки оружия, расширили наш обмен разведданными, и создали объединенную группу планирования координации в саудовском оперативном центре». На своих должностях в Совете по нацбезопасности при Обаме и в качестве заместителя госсекретаря Блинкен выступал за более активное участие США в сирийском конфликте.

Хотя ранее ситуация на Ближнем Востоке весьма занимала Блинкена в годы после террористических атак 11 сентября 2001 года и американской агрессии против Ирака в 2003 году, в качестве госсекретаря на ближневосточном направлении он оказался, что называется, не совсем на коне.

А ведь именно Блинкен в свое время помогал подготовить предложение Байдена в Сенате о создании трех автономных регионов в Ираке, разделенных по этническо-конфессиональному признаку («Шиастан» на шиитском юге, «Суннистан» на суннитском севере, а также Иракский Курдистан). Впрочем, этот проект закончился фиаско. Во времена президентства Обамы Блинкен считался ключевым игроком в дипломатических усилиях по привлечению более 60 стран к борьбе с «Исламским государством» (запрещенная в РФ террористическая организация) в Ираке и Сирии.

Зато в отличие от грозившего уменьшить союзнические отношения с европейскими партнерами Трампа, Блинкен завоевал себе репутацию «европеиста». Как отмечает Politico, его связи с Европой “являются пожизненными, глубокими и личными — и он яростно верит в трансатлантический альянс”.

“Проще говоря, мир безопаснее для американского народа, когда у нас есть друзья, партнеры и союзники”, — говорил в 2016 году Блинкен, называя Европу “жизненно важным партнером” и отвергая планы администрации Трампа вывести американские войска из Германии как “глупые, злобные и стратегически проигрышные».

По каждому важному внешнеполитическому вопросу — терроризму, климату, эпидемиям, торговле, Китаю, ядерной сделке с Ираном — у Блинкена есть повторяющаяся мантра: США должны работать со своими союзниками и в рамках международных договоров и организаций. Блинкен при этом считает необходимым лидерство США в многосторонних институтах, пишет Politico.

Глава Госдепартамента по-прежнему считает, что дипломатия должна быть “дополнена сдерживанием” и “сила может быть необходимым дополнением к эффективной дипломатии”.

“Блинкен согласился с некоторыми из самых больших внешнеполитических ошибок, которые допустили Байден и Обама, и он, как правило, был большим сторонником вмешательства, чем они оба”, – писал в ноябре 2020 года автор опубликованной на портале Responsible Statecraft статьи с говорящим названием “Тони Блинкен: хороший, плохой и потенциально злой”. И как показала жизнь, с тех пор глава Госдепа совершил уже немало, мягко говоря, неоднозначных шагов. Увы, похоже, ошибок – и ошибок фатальных – от американской дипломатии предстоит еще немало.

Источник

Похожие записи