Возможности для усиления Черноморского флота обеспечили 70 лет назад

Возможности для усиления Черноморского флота обеспечили 70 лет назад

Военные корабли могут пройти в Азовское и Черное моря по Волго-Донскому каналу

Событие, юбилей которого мы сейчас можем отмечать, оказало важнейшее значение для экономики страны и даже предопределило серьезные дополнительные возможности для Российской армии в ходе проведения нынешней спецоперации на Украине. Речь идет о Волго-Донском канале — 27 июля исполнилось ровно 70 лет с момента торжественного официального открытия этой рукотворной реки.

Фото: en.wikipedia.org

Идея создать водную перемычку между двумя великими русскими реками — Волгой и Доном — в месте, где их русла приближаются друг к другу всего на несколько десятков километров, возникла еще почти пять столетий назад. Однако реализовать столь непростой проект и соединить два могучих водных потока судоходным каналом удалось лишь в середине прошлого века.

С момента начала эксплуатации Волго-Дона в советских СМИ упор делали на описании той выгоды, которую дает народному хозяйству использование нового водного пути. Однако за экономическими «плюсами» прорисовывались и незаметные обывателю «плюсы» военные. Строительство канала открыло дорогу для переброски кораблей и катеров из Азовского и Черного морей в Каспийское и наоборот. Таким образом, силы двух военно-морских группировок — Черноморского флота и Каспийской флотилии теперь могли при необходимости оперативно дополнять друг друга.

Последняя по времени подобная операция была проведена более года назад. В апреле 2021-го через Волго-Донской канал в Азовское и далее в Черное море прошел отряд из 15 «каспийцев». В их числе были артиллерийские и десантные катера, а также малые ракетные корабли, способные нести ракеты «Калибр».

Как объяснили тогда военные эксперты, подобный «рейд» является сложной операцией, однако переброска сил флота с одного театра их возможных действий на другой – это очень важный стратегический маневр, помогающий обеспечивать национальную безопасность России.

Весной 2021 года еще не было и намека на проведение российскими Вооруженными силами спецоперации на Украине. Однако уже тогда специалисты в своих комментариях подчеркивали, что переброска с Каспия на Черноморский театр дополнительных кораблей, вооруженных «Калибрами», дает большие дополнительные возможности, с которыми обязательно должны считаться руководители соседней Украины, которые тогда проводили весьма агрессивную политику по отношению к республикам Донбасса, подогревая градус напряженности в этом регионе и провоцируя Россию.

С тех пор ситуация радикально изменилась. В ходе спецоперации, меньше чем через месяц после ее начала, российские Вооруженные силы задействовали крылатые ракеты морского базирования для нанесения точечных ударов по объектам ВСУ, по военным предприятиям, где восстанавливалась поврежденная украинская боевая техника. Обстрел высокоточными «Калибрами» вели, в том числе, и с кораблей Каспийской флотилии.

Совсем скоро, во время празднования Дня Военно-морского флота, многочисленные зрители и гости этого праздника в Петербурге смогут среди другой флотской техники увидеть на параде и «гостя с юга» — малый ракетный корабль «Углич». Он добрался до города на Неве, преодолев более чем 2000-километровый путь по Волге, через Рыбинское водохранилище, Ладожское озеро… Но в самом начале маршрута «Углич» воспользовался услугами Волго-Донского канала.

Это уже не первое прохождение данным кораблем Волго-Дона. В 2019-м он отправился с родного Каспия в Черное море и далее – через Босфор , чтобы на некоторое время войти в состав соединения ВМФ России в Средиземном море. А годом ранее такой же рейд (в том числе через Волго-Донской канал) предприняли для укрепления наших сил, помогающих Сирии, два боевых товарища «Углича» по Каспийской флотилии, два его «близнеца» — малые ракетные корабли «Великий Устюг» и «Град Свияжск».

В истории Волго-Донского канала есть немало примечательных эпизодов, связанных с его сугубо мирной жизнью. Вот лишь некоторые из них.

Создание этого грандиозного гидротехнического комплекса было объявлено в СССР одной из «Великих сталинских строек». Уже в разгар работ выяснилось, что возникли проблемы с обеспечением материалами, техникой и рабочей силой очень важного для работы канала объекта – Цимлянского водохранилища. Вот тогда кремлевское руководство приняло непростое решение: в условиях тотального послевоенного дефицита помочь одной «Великой сталинской» за счет другой. На сооружение Цимлянского гидроузла были эшелонами переброшены тысячи заключенных ГУЛАГа, работавших до того на прокладке Трансполярной железной дороги Салехард-Игарка.

В ущерб той же северной «Великой сталинской», на Волго-Дон перенаправили значительную часть предназначавшихся ей строительных материалов, горючего, техники. В 1951-м уехала «на Цимлянское» и часть руководства масштабного северного железнодорожного строительства во главе с начальником его полковником В.Барабановым.

В итоге Волго-Донской канал и Цимлянское водохранилище были построены, а вот заполярная «железка», лишенная значительной части ресурсов для прокладки, так и не стала действующей, превратившись в «Мертвую дорогу».

Самое близкое расстояние между руслами Волги и Дона по прямой – около 58 км. Однако с учетом рельефа местности, чтобы максимально уменьшить объем земляных работ, проектировщики выбрали для канала куда более протяженный, извилистый путь. По нему от «входных ворот» на Волге у Волгограда-Сталинграда до «донских ворот» рядом с городом Калач-на-Дону – почти 101 км.

Строительство канала, начатое в 1948 году, вели – в духе того времени — главным образом силами заключенных, а также пленных немецких солдат и офицеров. Хотя в официальных репортажах широко использовался главный символ Волго-Дона – представитель новейшей по тому времени техники — шагающий экскаватор.

Общее количество подневольных тружеников на этой «Великой сталинской» точно не известно. В те времена считалось, что, благодаря хорошо налаженной работе и снабжению, количество погибших и умерших на строительстве Волго-Дона сравнительно невелико — исследователи упоминают «всего» о полутора тысячах человек.

Было принесено в жертву новому каналу и нечто другое. Вся зона гидротехнического строительства – включая и несколько будущих водохранилищ, занимала очень большую территорию, на которой до того располагались около 1400 селений и хуторов. Часть из них просто мешала строителям, а часть должна была оказаться затопленной после заполнения новых водохранилищ. Поэтому было принято решение о выселении жителей в другие места и уничтожении всех оставшихся от них построек.

Многим бедолагам «выпало счастье» оказаться на совершенно необжитых «угодьях» и ютиться там первое время в землянках и убогих глинобитных домиках. Зато некоторым счастливчикам повезло: они стали обитателями вновь возводимого поселка Цимлянский. Он был задуман, как образцово-показательный населенный пункт с аккуратными домами, садами и даже парком, украшенным ротондами и имеющим смотровую площадку, откуда открывался эффектный вид на сооружения Волго-Донского канала.

Все это великолепие затеяли, рассчитывая, что на «великую стройку» приедет товарищ Сталин, которого отвезут именно в Цимлянский. Однако престарелый вождь до Волго-Дона так и не добрался.

Еще одной из жертв, принесенных каналу, стала хазарская крепость Саркел, построенная еще в середине 1-го тысячелетия нашей эры. Данный археологический памятник был вскрыт при проведении земляных работ. Археологам дали лишь очень короткое время для проведения исследований. Найденные ими при этом уникальные предметы передали затем в Эрмитаж. А остатки древних стен Саркела ушли под воду, они оказались на дне Цимлянского водохранилища.

Источник

Похожие записи