Западный тупик: страны Балтии и Польша пригрозили закрыть границу с Белоруссией

Западный тупик: страны Балтии и Польша пригрозили закрыть границу с Белоруссией

Какие последствия могут быть у этого решения

Страны Балтии и Польша намерены полностью закрыть границы с Россией и Белоруссией. Этот вопрос стороны обсудят 28 августа в Варшаве на уровне министров внутренних дел. Если решение будет принято, то страны намерены провести закрытие «синхронно». Ранее некоторые погранпереходы уже закрыли Литва и Польша. Помимо Минска пострадать может зажатый географически между балтийскими странами Калининград.

Фото: AP

Литва уже закрыла некоторые погранпереходы на границе с Белоруссией. В частности, с 18 августа перестанут работать «Шумскас – Лоша» и «Тверячюс – Видзы». Ранее на такой же шаг пошли в Варшаве. Движение было остановлено на КПП «Бобровники». Однако о полном закрытии сухопутных границ до сих пор всерьез речи не шло.

«На техническом уровне идет подготовка схемы действий по закрытию границы. На политическом уровне 28 августа в Варшаве состоится координационное совещание глав МВД. Расставим все акценты в вопросе о том, как должны выглядеть наши синхронизированные действия», — сказала глава МВД Литвы Агне Билотайте. Инициативу там объясняют присутствием на белорусской территории боевиков ЧВК «Вагнер».

Пока не совсем понятно, в каком формате может быть принято решение о закрытии границ, но то, что оно экономически не выгодно ни одной из сторон — факт.

Несмотря на многочисленные санкции и воинственную риторику польского руководства и властей стран Балтии, торговые отношения с Минском и Россией продолжаются. В 2022 году экспорт в Россию прекратили более половины литовских компаний, но резко выросло количество предприятий, экспортирующих товары в Белоруссию. Очевидно, что многое из проданного литовцами проходило мимо минских магазинов — в Россию.

Усугубляет вопрос закрытия границ и ситуация с Калининградской областью, которая фактически заперта между Польшей и Литвой. Снабжение региона со стороны России происходит по трем основным направлениям: паромные доставки из портов Санкт-Петербурга, автомобильные доставки через территорию Литвы и железнодорожные поставки через ее же территорию. В случае, если граница с Белоруссией будет закрыта, то и доставка грузов в регион затруднятся.

Почему потенциальное закрытие границ равносильно «выстрелу себе в ногу», «МК» рассказал редактор Baltnews Андрей Стариков.

— Движение между Литвой и Белоруссии в последнее время все деградирует. На границах большие пробки, там тяжело перемещаться. Но для жителей приграничных территорий, которые пользуются погранпереходами, будет колоссальным ударом, если прибалты закроют полностью сухопутное сообщение с Белоруссией.

Там идет хозяйственная активность. Нередки случаи, когда часть семьи живет в километре друг от друга, между ними государственная граница, и эти люди ходят туда-сюда. Есть случаи, когда заработок людей связан с ежедневным перемещением и передвижением.

Были ситуации, когда в праздничные нерабочие дни в Белоруссии не оставалось гостиниц, потому что именно жители Латвии и Литвы массово посещали соседнюю страну. А с учетом некого удешевления белорусского рубля относительно евро в последние время Белоруссия стала большим торговым центром для прибалтов. Конечно, властям Польши и прибалтийских стран подобные перемещения не особо нравятся: пока они пугают жителей белорусским КГБ, те рассказывают, как хорошо провели время в Белоруссии. 

— Что в случае принятия решения будет с Калининградской областью?

— Ранее Литва пытались осуществить частичную блокаду Калининградской области. В это пришлось вмешаться Еврокомиссии и объяснять, что блокады российского эксклава не должно быть. Сейчас, не объявляя открытую войну, Литва вполне может воспользоваться сложившейся ситуацией и вновь реанимировать попытки блокады Калининградской области.

Российский эксклав готов к этому. За последний год была проведена работа над ошибками и диверсификация каналов снабжения. Тем не менее, безусловно, блокада усложняет жизнь для калининградцев, усложняет логистику. Все это становится дороже, поэтому здесь нам остается наблюдать, как поведет себя литовская сторона.

— Как это решение в целом отразится на торговом сообщении?

— Торговля идет вопреки санкциям. Сейчас в Латвии собирают на общественных началах подписи, чтобы обнародовать список компаний, которые продолжают работать с Россией. Это сотни предприятий.

Гигантское количество юридических лиц продолжает открыто, без всяких прокладок и обходов, работать с российскими контрагентами. Абсолютно то же самое происходит в Литве. Естественно, значительная часть этого бизнеса не учитывается, поэтому мы не знаем объема и масштаба. Никто открыто не скажет, что он торгует с Россией в обход санкций, находясь в Латвии, Литве или Эстонии.

Но прибалты знают российский рынок. Знают, как взаимодействовать с россиянами. Равно как и россияне знают, как работать с прибалтами. Это десятилетиями налаженные связи, контакты, бизнес-интересы, это персональные знакомства. Все эти люди, которые даже челночной торговлей занимаются, прекрасно знают работников таможен, они вместе выпивают, дружат  семьями. Это постоянное общение, которое длится годами и десятилетиями.

Поэтому, безусловно, то, что делают поляки и литовцы, в первую очередь, работает против их же собственных граждан, их же собственных экономик. Приграничное население, по сути, очень депрессивное и бедное. Люди выживали там именно за счет физического доступа к российскому рынку. 

Источник

Похожие записи