Генерал ФСБ высказался по поводу озвученной Путиным проблемы безопасности школ

Генерал ФСБ высказался по поводу озвученной Путиным проблемы безопасности школ

«Лучший инструмент предотвращения нападений на школы — жесткий контрразведывательный режим»

Владимир Путин на пресс-конференции озвучил шокирующую цифру: в российских учебных заведениях за последнее время готовилось более 120 серьезных преступлений, которые удалось предотвратить. Что именно могло произойти, президент не раскрыл. Первое, что приходит на ум — вооруженные нападения, которых только в этом году было два: в Казани и в Перми. Еще одну трагедию, которая могла произойти тоже в Казани, удалось предотвратить сотрудникам ФСБ в ноябре. Дома у юноши, который готовил преступление, нашли пневматическую винтовку, а в его смартфоне — запросы на инструкции, как ее переделать в боевое оружие, и подбор материалов о вооруженных нападениях на школы. Но можно ли добиться полной защиты детей от «колумбайнеров»? Об этом мы поговорили с генералом ФСБ в отставке Александром Михайловым, который сейчас является депутатом Солнечногорского горсовета и не по наслышке знает о проблемах безопасности школ.

Фото: Кадр из видео

— Школы охраняются из средств, которые им выделяют в департаментах образования, — рассказывает Михайлов. — И бюджет на это предусмотрен небольшой, если говорить не о московских школах. За эти деньги невозможно нанять нормального охранника. В результате образовательным учреждениям приходится иметь дело с частными охранными предприятиями, которые пытаются заработать на демпинговых ценах.

— Вы разбирались в этом вопросе? Почему они выигрывают тендеры?

— На конкурс выходят частные предприятия, причем, зачастую из других регионов, имеющие огромное количество охраняемых постов. И сразу ставят нижнюю цену. А выиграв, начинают подбирать охранников, готовых работать за копейки. Как правило, это совершенно случайные люди, которые спят на посту или имитируют работу. Я сталкивался даже с тем, что школы охраняли мигранты, которые не знают русского языка. Сейчас прокуратура за это взялась и за такие вещи жесточайше наказывает ЧОПы.

— Многие предлагают поставить на охрану школ росгвардейцев. Это правильное решение?

— Ценник будет — мама не горюй. Придется урезать бюджет на ремонт крыш, благоустройство территорий. Да и, положа руку на сердце, давайте подумаем: а кого в Росгвардии поставят охранять такой объект? И получится, что мы будем иметь ту же проблему. Оружие в школу занести нельзя, потому что добавится еще пара проблем: во-первых, нужно понять, что в голове у того, кто будет с ним стоять, и во-вторых, нет гарантии, что оно не попадет в руки школьной шпане. Нужно четко понять, за какую сумму будет работать профессионал, способный обеспечить безопасность. 

— Реально такие деньги найти?

— Да где же их найти?. Так охраняются не только школы, но и другие заведения. А чем, например, отличается школа от дворца культуры, куда приходят 400 человек?

— Родители могут этим вопросом озаботиться тоже?

— В Конституции четко сказано: обеспечение безопасности граждан — обязанность государства. Но вопрос охраны все же, я считаю, не главный по важности при предотвращении тяжких последствий нападений.

— А какие важнее?

— Основная задача стоит перед подразделениями органов внутренних дел и ФСБ. Если они владеют информацией — предотвращают. Не владеют — крайним будет всегда охранник. Кроме того, нужно меньше заниматься пропагандой нападений, потому что дурной пример заразителен, и потому что человек, задумавший нападение, начинает сканировать подобные случаи, искать уязвимые места. Кроме того, подростки, молодые люди, задумавшие такое злодейство, понимая, что наступит расплата, все равно идут на преступление, потому что знают, что о них напишут, а им только это зачастую и нужно.

— А как предотвращаются такие нападения?

— Я больше чем уверен, что названное президентом количество предотвращенных случаев базируется на том, что юнец, задумавший преступление, где-то кому-то высказал свои намерения. Человек, услышавший этот план, обратился в правоохранительные органы, после чего там и начали работать. Но обратите внимание, что многие из тех, кто совершил такие преступления, никогда раньше себя так не проявляли: все вроде бы вежливые, тихие, спокойные. Их право на приобретение оружия не вызывало сомнения: они не употребляли наркотики, не стояли на учете у психиатров, прошли все необходимые процедуры. А в голове-то давно червячок сидел. Поэтому, в учебных заведениях нужно обеспечить серьезную профилактическую работу. Во-первых, предоставить детям и подросткам такую «поляну», где они могут себя проявить, реализовать. Во-вторых  — обеспечить высокую квалификацию школьных психологов и педагогов с точки зрения выявления опасных отклонений. 

— Нужно, наверное, и родителям на собраниях объяснять, на что обращать внимание и что с этим делать. Чтобы они не боялись обратиться вовремя к специалистам.

— Безусловно, нужно работать и с родителями, но мы же понимаем, что многие родители — это не пойми кто. Огромное количество семей — неблагополучные не потому, что там не кормят ребенка, не покупают одежду. А потому, что в семье нет доверительных отношений. Каждый живет в своей комнате, выполняет какие то формальные обязанности по отношению друг к другу. И, если ребенок интроверт, конечно, он начинает думать о том, что бы ему такого сделать.

— А с охраной в школе — беда. Но можно же остановить человека с оружием до того, как он дойдет до школы?

— Обязательно нужно выявлять таких людей на подходах. Сейчас это не работает. Приведу собственный пример. Я купил приятелю на день рождения макет автомата — с виду точную копию. У меня сломалась машина и я шел с подарком под мышкой километров пять. Никто не обратил внимание, ни один полицейский не подошел.

— Вы озвучили целый комплекс проблем. С чего бы вы начали, чтобы предотвратить нападения на учебные заведения?

— Как мне кажется, лучший инструмент предотвращения нападений на школы — контрразведывательный режим, как говорили у нас на Лубянке. 

— В чем он выражается?

— Чем жестче контроль за ситуацией в широком смысле слова — тем меньше преступность и выше шанс разоблачить человека на стадии подготовки. Но нужно все-таки выходить на системное обсуждение этой проблемы. А то начинаешь разбираться — этого нет, того нет. Кстати, об охране. Недавно я пригласил на разговор профессионала-охранника. Он принес с собой стопку из брошюр, составленных из служебных инструкций для охранника, высотой почти в полметра. Это — и выявление наркоманов, психически больных и многое другое, что каждый охранник должен знать и уметь. Отлично, понятно написанные брошюры, с картинками. Я понял, что их составили очень толковые ребята. Даже если бы такая инструкция была на посту, я не сомневаюсь, что все охранники изучили бы ее от и до. Но даже этого нет. Я считаю, что к обсуждению проблемы безопасности школ уже пора привлечь профессионалов в области оперативно-разыскной деятельности, психологов. Она должна охватывать несколько секторов — школа, семья, внешний контур. А если еще и в обществе будет спокойная атмосфера, я думаю, что и охрана школ нам будет не нужна.

Источник

Похожие записи