Азия зовет, но молчит: Олимпиада-2024 все ближе, квоты России под вопросом

Азия зовет, но молчит: Олимпиада-2024 все ближе, квоты России под вопросом

Приглашения на международные старты для российских спортсменов подвисли в обсуждениях

Очень хочется уже определенности. Перспектива международных соревнований у нас есть или нет? Всем видам спорта нужна соревновательная практика, но летние зависли еще и в нервном ожидании: необходимы квалификационные старты для участия в Олимпийских играх. Легкие подвижки наметились, но не очень внятные.

Время идет, определенности нет. Еще в декабре на олимпийском саммите прозвучало предложение Олимпийского совета Азии (OCA) дать допуск спортсменам России и Белоруссии к азиатским соревнованиям. А через них же и обеспечить возможность для квалификации на Игры-2024 в Париже. Саммит идею поддержал.

То есть МОК думал-думал, как избавиться от «защитных мер» (отстранения наших спортсменов, которое на самом деле, и это уже пришлось ему признать, – явная дискриминация), и придумал. Санкции формально сохранены, флаг России и гимн никто не возвращает, но Париж-2024 вроде как для России и Белоруссии приоткрывается.  

В конце января ОСА уже официально предложил нам выступить осенью на Азиатских играх. Пройдут они в китайском городе Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября. Вообще-то Азиада должна была состояться в прошлом году, но ковид, как и в случае с летними Олимпийскими играми в Токио, отложил ее на год.  

Азиатские игры – не хухры-мухры в спортивном мире. А второе по массовости событие после Олимпиады. Причем медалей здесь разыгрывается даже больше – в Токио-2020 было 339 комплектов наград, а на последней Азиаде-2018 в Джакарте – 465. В Олимпийский совет Азии входит 45 национальных олимпийских комитетов. В шестерку золотых лидеров на последних Играх вошли далеко убежавший от всех Китай – 132 медали, Япония –75, Южная Корея – 49, дальше – Индонезия, Иран и Узбекистан примерно на одном уровне. Всего же разные медали завоевали спортсмены 37 стран.

Программа Азиатских игр отличается от привычной для нас. Есть экзотика, что понятно. Есть сепак-такрау, то есть волейбол ногами – трое на трое. Или игра в карты – бридж. Прелестна, наверное, гребля на драгонботах (это такие большие лодки на 10 и 20 мест с головой и хвостом дракона, впереди – барабанщик задает ритм гребли), она дополняет привычные олимпийские дисциплины. Есть киберспорт: Dota 2, Hearthstone, League of Legends, FIFA… Заглядывали когда-то на Азиатские игры боулинг с бодибилдингом и снукер.

Но наш интерес явно пока зарыт не в этих дисциплинах. Так вот: ОСА Россию и Белоруссию пригласил. Что называется, всех разом. И… пока ничего более. Приглашений с четко определенными условиями для участия в международных соревнованиях ни у одной федерации нет. Ни на Игры, ни просто на соревнования.

А к оптовому приглашению на Азиатские игры с самого начала не были пришпилены и условия участия наших спортсменов в стартах. И это важнейший вопрос, который до сих пор не разрешен. Нет, с нейтральным статусом все понятно – МОК свое решение менять не собирается. И навязываемый России статус он и в Азии будет нейтральным. А с остальными критериями, да и самими квотами даже, – все довольно туманно.

Тот же радушный исполняющий обязанности президента ОСА Рандхир Сингх, от которого и последовало приглашение, заявил, что наши спортсмены не смогут войти в основной зачет наград на Азиатских играх. И медали будут у них другие, не как у всех на Играх, и с квотами тоже надо еще разбираться – МОК этим занимается, – чтобы не было посягательства на азиатские квоты.

Тут же воображение нарисовало какую-то странную картину: Игры в Играх. Отдельные помосты, отдельные пьедесталы, отдельные дороги.

Да и, как утверждают в ОСА, Азия продвигает философию: спортсмены России и Белоруссии смогут соревноваться за квоты в тех видах, где можно установить количественные показатели. Если, мол, бойца из азиатской страны нокаутируют в первом раунде, то страна упускает шанс пройти квалификацию. А вот если будет система очков, как в легкой атлетике, стрельбе, то в подобных видах они смогут соревноваться…

Вообще с самого первого упоминания Азии в роли спасительницы чести МОК и ее руки поддержки для наших спортсменов звучал пункт о консультациях по всем вопросам с международными федерациями. «ОСА остается в режиме готовности, поскольку МОК продолжает изучать с международными федерациями пути возвращения российских и белорусских спортсменов на соревнования на строгих условиях», – это еще из первого заявления организации.

А международные федерации явно настроены по-разному. Есть жестко нас не желающие пока видеть, есть те, что сделают, как все. Есть вменяемые, но торопиться тоже не будут. А кто-то уже счел, что тот нокаут из философии может быть и виртуальным. И вовсе не обязательно уложить бойца во время поединка в буквальном смысле слова.

Например, исполнительный совет Всемирной федерации стрельбы из лука (World Archery) выступил против участия наших спортсменов в квалификации к летним Олимпийским играм 2024 года. Говорят, хотим сохранить в Азии текущий баланс континентальных квот в квалификации. Поэтому из-за «потенциального воздействия на азиатских спортсменов», учитывая нокаут-систему в стрельбе из лука и тот самый баланс, исполнительный совет решил, что допуск спортсменов России и Белоруссии не должен использоваться в качестве «потенциального пути» для их квалификации в Париж.

И конфедерация современного пятиборья Азии пока не готова допускать спортсменов на свои соревнования. Тут говорят, что ищут оптимальное решение, которое устроило бы все стороны. Ищут вместе с Международным союзом современного пятиборья.

Позвала ли Азия уже хоть кого-то? Так, чтобы уже официально легло приглашение на стол руководителей? Ведь некоторые российские федерации еще в прошлом году отправляли запросы на участие в азиатских стартах. Например федерации, связанные с водными видами. Есть ответ – его получила наша федерация прыжков в воду. Азиатская федерация плавания направила им официальное письмо с предложением подать заявку на участие в Азиатских играх. И еще наши прыгуны получили приглашение на участие в соревнованиях под эгидой Азиатской федерации плавания – чемпионат Азии по возрастам. В большей степени это относится к спортсменам младших возрастов.  

Заявку на участие в Азиаде, конечно, в ближайшее время направят. То, что молодежь получает возможность стартов – тоже хорошо, практика нужна всегда. Впрочем, AASF сообщила, что свяжется с федерацией уже по деталям участия. Это все уже, конечно, лучше, чем ничего. Главное – хоть как-то начать движение.

Во Всероссийскую федерацию плавания приглашение на участие в Азиатских играх тоже пока не поступало. Там ждут от Азиатской федерации информацию о турнирах, которые могут быть предложены для выступления. Решение будет принято, как ожидается, в марте, так сообщили ВФП в ответе на запрос, который был сделан от всех федераций по водным видам спорта.

Заинтересованы в азиатских стартах многие наши федерации, хотя и не все. Те виды, в которых есть высокая конкуренция, конечно, могут вывести на стартах наших спортсменов и из мотивационной паузы (как бы мы ни ценили внутренние старты), и из некоторого забвения на международном поле. С радаров международных помостов наши лидеры сегодня вынужденно пропали. Прыжки в воду, спортивная гимнастика, прыжки на батуте, настольный теннис, бадминтон, борьба, тхэквондо, тяжелая атлетика… Конкурировать в Азии, мягко говоря, тут есть с кем.

А вот наши зимние виды спорта пока не столь напряженно вглядываются в перспективу Азиады. Хотя зимняя программа и не отличается от олимпийской. Последние Игры в 2017 году выиграла Япония, но следующие маячат где-то там далеко впереди. У ОСА, прямо скажем, нестандартное мышление. Ну, и кошелек толстый. Например, зимняя Азиада запланирована через шесть лет в Саудовской, простите, Аравии.  

Соревнования пройдут на горном курорте, который еще предстоит построить. Открытые горнолыжные трассы, искусственное пресноводное озеро и природный заповедник. Стоимость проекта, который получил название NEOM, по данным СМИ, составит 500 миллиардов долларов. Финансы – от правительства страны. Высокотехнологичный комплекс площадью 26,5 тысячи квадратных километров на берегу Красного моря будет включать город The ​​Line с нулевым выбросом углерода, а промышленные и логистические зоны. 

Идея уж больно красивая. Как задружимся сейчас на летних Азиатских играх, а там и до зимних недалеко. Так и тянет в мечты: кто знает, может, вынужденный приход в Азию оставит нас там в каком-то качестве и в будущем? Не ради сегодняшней попытки выхода из создавшегося положения, а ради дополнительной красоты и мощи спортивного соперничества?

Конкурентов, например, для фигуристов или шорт-трекистов будет достаточно. С лыжами и биатлоном – не очень, да. Да и, как говорит президент федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрий Дубровский, «к счастью или сожалению, какой-то азиатской конфедерации или союза или организации, которая объединяет страны Азии, у нас нет». Так что все международные соревнования проходят под эгидой FIS. Короче, мечту выступать и там, и там надо дорабатывать.

…Но нам сейчас не о будущем, конечно, переживать, а о настоящем, которое либо даст возможность стартов, либо нет, да еще и лишит квот на Олимпийские игры в Париже. Пока свой календарь соревнований Азия нам все же не открыла. И, похоже, вряд ли откроет до конца марта, когда МОК проведет обсуждения вопроса допуска наших спортсменов на заседании исполнительного комитета. Так что ждем, когда первый барабанщик олимпийского драгонбота задаст своим ударами темп движению вперед.  

Источник

Похожие записи