Футбол просит помощи

Футбол просит помощи

Михаил Гершкович, председатель правления Объединения отечественных тренеров по футболу, специально для «МК»

Российский футбол в 2020 году ощутимо сдал позиции. Можно называть это кризисом, можно спадом, отрицательной динамикой, периодом временных трудностей — слова останутся словами. Фактам они в любом случае проигрывают всухую.

Фото: Геннадий Черкасов

Факты просто кричащие: в европейских клубных турнирах мы уже на середняков смотрим снизу вверх, не говоря о лидерах; у сборной, как показала Лига наций, нулевой запас прочности и огромные кадровые проблемы; большинство матчей чемпионата России — зрелище, деликатно выражаясь, невеселое.

Ссылки на влияние пандемии (небывалая плотность календаря, короткие скамейки и полные лазареты, дыры в бюджетах, пустые трибуны и так далее) учитывать, разумеется, необходимо, но вот парадокс: «корона» в некотором смысле пошла нам на пользу. Под ее растущим давлением обнажились и обострились многие болячки. От них уже ни спрятаться, ни скрыться. Их срочно нужно лечить.

А если без образов и аллегорий — профессиональный российский футбол требует серьезных реформ.

■ ■ ■

Не сосчитать, сколько раз публично формулировал свою позицию по так называемому тренерскому вопросу. Налог на иностранных специалистов, который одно время действовал в чемпионате России, был одной из мер, которая, убежден, пошла бы футболу на пользу, доведи мы ее до ума. Не довели, остановились в начале пути — и вот сегодняшняя картинка, очень показательная: в четырех московских клубах, обладающих самыми серьезными возможностями, вновь работают иностранцы.

Доменико Тедеско («Спартак»), Марко Николич («Локомотив»), Сандро Шварц («Динамо»), Виктор Ганчаренко (ЦСКА) — квалифицированные специалисты, нет нужды занижать оценки. Есть у них знания, умения, есть определенный опыт, но вопрос в лоб, без лишней дипломатии: чем они лучше наших? Кто из них доказал — в прошлых клубах или в нынешних — свое очевидное превосходство? «Очевидное» — ключевое слово, потому что нанимать иностранца, если мы говорим о потенциальной отдаче и пользе для общего дела, есть смысл только в том случае, если «варяг», как принято говорить, выше на голову (это и к футболистам, конечно же, имеет отношение).

Еще раз повторяю: я совсем не против иностранцев. С большим уважением отношусь к Лучано Спаллетти, Дику Адвокату — эти тренеры на определенном этапе дали результат. Можно вспомнить период работы со сборной России Фабио Капелло, хотя преувеличивать его роль, на мой взгляд, не стоит, как и причислять к достижениям выход команды в финальную часть чемпионата мира. Однако, ностальгируя по славным временам, мы охотно игнорируем тот факт, что все их успехи случились в фазе общего подъема. Когда деньги в российском футболе крутились совсем другие, легионеры приезжали — не чета нынешним, а поколение воспитанных по классическим футбольным стандартам российских мастеров еще не сошло со сцены. Помести любого из уважаемых мэтров в нынешние условия — не сомневаюсь, что с результатами у них было бы сильно хуже.

Особняком в ряду тренеров-«варягов» стоит, на мой взгляд, Гус Хиддинк. Он вывел сборную России в четверку сильнейших на континенте — да, здорово, вместе порадовались и отметили, но это ведь только лицевая сторона медали. А вот оборотная: Хиддинк — единственный иностранный тренер, который болел за Россию душой и сердцем. Стремился вникнуть в проблемы детско-юношеского футбола, выдвигал идеи, искал решения, выступал с докладами на заседаниях исполкома РФС. Тренер высокой квалификации, он не просто отрабатывал контракт, а хотел принести реальную пользу нашему футболу, двинуть его вперед.

■ ■ ■

Параллельно с иностранцами в РПЛ и ФНЛ, причем в несопоставимо более скромных условиях, работают россияне. Владимир Федотов дает результат в «Сочи», Игорь Черевченко спасает «Химки», Дмитрий Парфенов — «Арсенал», Андрей Талалаев ставит интересный футбол «Ахмату», Юрий Матвеев держит на плаву «Урал», Леонид Слуцкий реанимирует «Рубин», Валерий Карпин строит новый «Ростов». Сергей Семак и «Зенит» — отдельная история: клуб во всех отношениях серьезный, опережающий столичные в плане возможностей, — ну так и у Семака, соответственно, за плечами уже два чемпионских титула.

Между тем, пока Россию окучивают иностранцы, на листе ожидания стоят отечественные специалисты, чей профессиональный уровень как минимум не ниже, а игроцкий опыт (очень важный, хотя и не решающий фактор) — точно выше, причем в разы: Дмитрий Аленичев, Игорь Колыванов, Омари Тетрадзе, Дмитрий Хохлов, Александр Бородюк, Сергей Ташуев, Игорь Чугайнов, уехавший в Казахстан Андрей Тихонов — это просто навскидку, список на самом деле куда длиннее. Полноценные боевые единицы, люди, прошедшие хорошую школу и получившие серьезное образование.

Странный, чтобы не сказать дикий расклад. Прекрасно понимаю, что на кадровую политику клубов повлиять со стороны сложно, но это, на мой взгляд, как раз тот случай, когда без рычага влияния не обойтись. И рычаг этот должен находиться в руках РФС. Как именно взаимодействовать с клубами — вопрос дискуссионный, но убежден, что выработать решение можно. Решение наверняка трудное, болезненное, непопулярное, но государственный подход к масштабным задачам фактор популярности — в данном случае популизма, — как правило, не учитывает.

РФС должен быть хозяином в доме, а клубы — принимать этот статус во внимание.

■ ■ ■

Подробно зацепился именно за тренерский вопрос в силу того, что он близок мне по роду деятельности. Важнейшая тема, да, но лишь одна из многих. Масштаб назревших реформ на самом деле гораздо шире: проблемы детско-юношеского футбола; структура и взаимодействие лиг; вечный вопрос лимита, глубину которого мы почему-то измеряем количеством, а не качеством; еще более вечная тема судейства — и далее, далее, далее по долгому перечню.

Судейство, кстати говоря, с появлением в нашей жизни системы VAR заиграло новыми красками, и их никак не назвать яркими. Определенная польза от VAR есть, глупо спорить, но зачастую так получается, что футбол под его влиянием теряет лицо. Грубовато, однако верно по сути: заставь дурака богу молиться — он и лоб расшибет. Поговорка — наша, родная, исконно русская, а отражает положение дел в мировом масштабе.

Профессионалы, прожившие в футболе жизнь, мягко говоря, в недоумении, потому что бездумное использование VAR убивает логику футбола. А то и смысл. Ну абсурд же, когда судья возвращает игру в прошлое, оценивая эпизод, случившийся минуту назад в центре поля! Мы сталкиваемся с абсурдом едва ли не в каждом матче — в России, в Европе, в мире. Кто-то кого-то где-то зацепил — ситуация совершенно обыденная, потому что футбол, как известно, контактный вид спорта, претензий и возражений у команд нет, игра развивается дальше, атака получает завершение — и вдруг выясняется, что арбитру нужно посмотреть в телевизор. Потому что, как считают сидящие на VAR и не имеющие прямого отношения к игре люди, возможно, имело место нарушение правил.

Вот это и есть на самом деле грубое нарушение — разорванная вопреки логике и духу игры цепь событий. Рассмотренный под микроскопом пенальти, которого никто, кроме VAR, не заметил. Красная карточка ни за что. Отмененный гол. Необоснованно долгие паузы. Растянутое до бесконечности компенсированное время. Пользующиеся новыми возможностями симулянты, которым стало легче «умирать» на поле…

Странные сюжеты, повторяющиеся из матча в матч, становятся постепенно плохой привычкой. В том числе для судей, которые привыкают при первой же возможности снимать с себя ответственность за принятие решений…

■ ■ ■

Не остановимся вовремя, не опомнимся, не исправимся — скоро и реформировать будет нечего.

Источник

Похожие записи