Как Сергей Рыжиков пиво от Месси не получил

Как Сергей Рыжиков пиво от Месси не получил

Отрывки из автобиографии единственного в мире голкипера, ни разу не пропустившего от звездного аргентинца

Этой осенью выходит автобиография двукратного чемпиона России и рекордсмена казанского «Рубина» Сергея Рыжикова — «Вратарь из народа», в которой он рассказывает обо всем своем футбольном пути, драмах и победах, открытиях, конфликтах и разочарованиях и делится секретом — как из маленького Шебекина можно попасть в сборную России. «МК» представляет несколько фрагментов: о Бердыеве, Месси, от которого ни разу не пропустил, упущенном шансе с «Реалом» и многом другом.

Отрывки из автобиографии единственного в мире голкипера, ни разу не пропустившего от звездного аргентинца

Фото: Из личного архива

Из полузащиты — в ворота

«Заниматься футболом я начал в семь лет, но до позиции вратаря еще было далеко. Лет до 13 я был правым полузащитником. Играл, кстати, нормально — почти всегда выходил в стартовом составе, иногда забивал. Но случалось, и вратарей подменял, когда их на матчах не было или они по каким-то причинам играть не могли. И чем дальше, тем больше мне играть вратарем нравилось. Ловить и отбивать мячи, подстраховывать партнеров, подсказывать им — я в это с удовольствием втягивался. А моим вратарским вдохновителем стал земляк и старший товарищ Алексей Поляков, бывший вратарь «Локомотива», «Крыльев Советов» и сборной Узбекистана.

Познакомились с ним во дворе, причем в одном дворе никогда не жили. Я приходил к бабушке, а по дороге домой задерживался там со знакомыми парнями, мы круглыми сутками играли в футбол. Там-то и увидел однажды Полякова, который шел домой со спортивной сумкой. Стал расспрашивать, где играет, когда тренируется, с тех пор стали общаться. Он тогда в «Химике» играл. Вместе ходили на стадион тренироваться. Верней, Алексей тренировался, а я стоял рядом и смотрел, иногда мячи ему подбрасывал. Потом он уехал в московский «Локомотив», где мы спустя много лет с ним встретимся».

Главный шанс карьеры

«Сатурн» стал для меня третьим шансом в большом футболе. Первым был просмотровый матч нашей шебекинской команды с ЦСКА. Мы проиграли 0:7 — и больше известий от ЦСКА не было. В 1999 году меня пригласили потренироваться с дублем «Локомотива», но и там все закончилось после нескольких занятий. А в конце 2001 года я узнал о третьем шансе.

В том сезоне я играл за команду «Салют» на первенство КФК. Мы провели хороший сезон, заняли четвертое или пятое место. После завершения чемпионата КФК тренер той команды Николай Алексеевич Соловьев сказал мне: «Готовься, поедешь на просмотр». С тех пор я начал заниматься в усиленном режиме! Каждое утро вставал в 6 утра и бегал кроссы вместе с другом, он ко мне присоединился за компанию. На тот момент я даже не знал, в какую команду поеду! Соловьев только перед Новым годом сказал, что это «Сатурн».

У меня был огромный настрой проявить себя по максимуму, я готов был тренироваться сколько угодно — лишь бы этот шанс реализовать. Я уже понимал, что из зоны «Черноземье» второй лиги попасть в премьер-лигу очень трудно — для этого много факторов должно совпасть. Шанса может больше и не появиться. Агенты? Тогда о них и не слышал. Перед просмотром в «Сатурне» я был намерен ухватить птицу счастья. Требовалось отбросить все остальное и выложиться на 115 процентов.

И вот 10 января 2002 года отправился в Раменское, в дубль «Сатурна», который сразу после завершения игровой карьеры возглавил Евгений Смертин. Вместе со мной на просмотр приехали еще несколько ребят, среди нас я оказался самым возрастным. Всем было по 18–19 лет, мне уже за 20. Тренировались на стадионе, жили в профилактории, там база синхронисток находится. Они там тоже тогда были на сборе — мы вместе с девчонками кушали в столовой, общались немного.

Тренировались мы на снегу и в зале. О моих перспективах мне за две недели сбора никто ничего не говорил, но у меня крепла уверенность, что все может получиться. Ближе к окончанию просмотра я уже стал догадываться, что мечта близка к исполнению. Как это понял? Когда ежедневно тренируешься и живешь на базе, все равно какие-то разговоры со стороны тренерского и административного штаба доходят. К тому же и глядя на ротацию вратарей, догадывался.

Когда ты остаешься на сборе и через пять дней, и через десять, и через пятнадцать, можно сделать вывод, что на тебя рассчитывают.

Наконец сбор завершился. Меня позвал на разговор Евгений Геннадьевич Смертин и объявил, что со мной хотят подписать контракт, назвал условия. Что я ответил? По-моему, сказал: «Очень хорошо». Был счастлив, что мечта сбылась. Цель достигнута! Я в клубе премьер-лиги!»

В воротах сборной России.

Фото: Из личного архива

Уныние после «Реала»

«За время в «Локомотиве» особой историей для меня стала игра с «Реалом» на Кубке РЖД. Тренер вратарей Валерий Клейменов заранее предупредил, что буду играть; я был очень рад шансу проявить себя. И в первом тайме все получалось — мы хорошо смотрелись на фоне топ-соперника и выигрывали 2:0. Слышал, что меня планировали заменить после первого тайма, но, так как матч складывался удачно, решили оставить до конца.

До перерыва основные игроки «Реала» находились в запасе. А на второй тайм Гути, Савиола с Раулем вышли и нас растерзали. Уровень игры этих звезд казался запредельным! С одной стороны, я восхищался их умением играть в футбол, с другой… Как же далеко мы находимся от этого уровня — такие пришли мысли. После итоговых 2:5 настроение было соответствующим. Я не чувствовал особой радости, что сыграл с «Реалом», не чувствовал прилива желания закрепить этот опыт постоянной игровой практикой, поскорее уйти в аренду. Об этом не думалось. Когда пропускаешь пять мячей за один тайм, причины для мотивационного подъема найти трудно. В раздевалке запомнились слова Бышовца: «Я тебе дал шанс, а ты им не воспользовался».

Незапланированное чемпионство

«Переходя в «Рубин», я не мог представить, что мы так быстро достигнем большого успеха. Как можно было думать о двух подряд чемпионствах, если до этого его выигрывали только гранды — «Зенит», ЦСКА, «Локомотив», «Спартак». Перед началом сезона 2008 года о трофеях даже не мечтал. Тогда я больше думал о своих перспективах. Пять матчей за «Томь» в конце предыдущего сезона зарядили уверенностью, я уже освоился в премьер-лиге. Понимал, что у меня в «Рубине» получиться может, но, на что мы будем претендовать, не знал.

Да и какая могла быть речь о трофеях, если в межсезонье команда сменилась на две трети?! На втором сборе у нас тренировалось 12–13 человек, включая четырех вратарей! По ходу подготовки новые футболисты приходили и приходили, но окончательно состав сформировался только перед стартом сезона. Семак с Караденизом к нам присоединились на турецком сборе, за несколько дней до начала чемпионата.

Тогда, кстати, глядя на отношение к Караденизу, я о силе нашего состава впервые задумался. Гекдениза я до этого не знал, а в Турции увидел, насколько это большая фигура. Карадениза везде тепло приветствовали, официанты в ресторанах с ним фотографировались; и, посмотрев на это, я понял, что у нас появился очень сильный игрок! А какие еще новички пришли! Ансалди, Шаронов, тот же Семак, Ребров, Милошевич. Я видел, что компания подбирается серьезная, может претендовать на высокое место, но ведь надо еще было достичь командной химии, сыграться. Руководство и тренеры перед нами конкретных задач тоже не ставили. Не помню разговоров о том, что от нас ждут какого-то конкретного места».

Свита Бердыева

«Успехи «Рубина» — не только Курбан Бердыев. Четкое распределение ролей в тренерском штабе касалось всех этапов подготовки. Штаб «Рубина» — это и Павел Черепанов, отвечавший за физическую подготовку и аналитику, это и большой тактик Александр Мацюра. С ним очень интересно было говорить о футболе — боюсь представить, сколько он его смотрел! Это и Рауль Рианчо с его интересными упражнениями. А мы Рауля приобщали к нашей культуре. Якуб Уразсахатов проводил разминки и заминки, занимался с нами растягиванием. И, конечно, Виталий Кафанов!

Каждый тренер отвечал за свою специализацию, в ней помощники, думаю, разбирались получше Бердыева. Без такого штаба он тех результатов с «Рубином», наверное, не смог бы достичь. Короля делает свита».

Пиво от Месси

«Два года подряд мы играли с «Барселоной» в групповом турнире Лиги чемпионов, и эти матчи получились для «Рубина» удачными. Мы разделили очки — по разу выиграли и проиграли, дважды была ничья, а мне удалось уберечь ворота от Лионеля Месси во всех четырех матчах.

Разговоры о моем противостоянии с ним нарастали постепенно. Сначала об этом говорили мало, но, когда мы сыграли с «Барселоной» три матча, потом четыре, обсуждаться это стало чаще. Я оказался единственным в мире вратарем, кому Лионель Месси за четыре матча не забил ни разу. Из-за этого я не получил от него пиво. Серьезно! Тогда он проводил рекламную акцию — всем вратарям, которым забивал, Месси высылал свое фирменное пиво. По бутылке за каждый гол. Был такой хайп. Вратари в социальные сети эти подарки выставляли, тот же Буффон. Кто три бутылки, кто семь. В Испании, наверное, Лионелю больше всего приходилось пиво вратарям рассылать. А мне оно не досталось! И тогда портал sports.ru предложил в честь этого достижения — четырех матчей против Месси на ноль — прислать мне сок в банке с сувенирной этикеткой. На ней изображен и Месси, который держится за голову. Эта банка у меня до сих пор хранится, ее можно будет в фотоальбоме моей книги посмотреть».

Европейский шанс «Рубина»

«Шанс добиться максимального результата в еврокубках у нас был в сезоне 2013–2014 годов. «Рубин» тогда перешел на игру в три центральных защитника, это сработало — мы выправили положение в чемпионате России, удачно сыграли групповой турнир Лиги Европы, и ожидания от весны были оптимистичные. Нашим соперником в 1/16 финала плей-офф стал испанский «Бетис», он выглядел проходимым соперником. И вообще, сетка плей-офф выглядела так, что дойти до полуфинала казалось реальным. Но перед Новым годом Бердыева и его штаб уволили! При новом тренере — Ринате Билялетдинове — мы «Бетис» пройти не смогли, хотя шансы были. После ничьей в гостях (1:1) проиграли в Казани — 0:2».

Тренерская наука

«Мне в игровой карьере повезло — я работал со многими тренерами; все они разные, и что-то я взял у каждого — почти все повлияли на формирование моей тренерской философии. Например, после работы в «Сатурне» с Александром Тархановым я убедился: без техники футболисту никуда. Возьмем Капелло — без дисциплины команде никуда. Возьмем Бердыева — без теоретических занятий, с подробным разбором соперника, ничего не получится.

Без разнообразного тренировочного процесса, как у Хави Грасии, интерес футболистов к занятиям падает. Без хороших человеческих отношений в команде, как у того же Грасии, Хиддинка или Божовича, команде раскрыть потенциал сложно.

А иногда команде требуется жесткий прямой разговор. Примеры, как в таких ситуациях высказывать игрокам претензии, — это Владимир Шевчук и Виталий Шевченко».

Подробнее о каждой теме рассказано в печатной версии книги «Вратарь из народа».

Источник

Похожие записи