МОК написал правила для спортсменов-трансгендеров

МОК написал правила для спортсменов-трансгендеров

Битва полов

Международный олимпийский комитет ввел новую концепцию справедливости, интеграции и недискриминации на основе гендерной идентичности и половых различий спортсменов, сообщается на сайте МОК. И — что? Да пока ничего. Документ заменит руководящие принципы, выпущенные в 2015 году, и начнет действовать после зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. И вообще — это советы по допуску к соревнованиям трансгендеров и лиц с расстройством полового развития.

Фото: olympics.com

Всем это памятно: в Токио–2020 новозеландская тяжелоатлетка Лорел Хаббард стала первым трансгендером в истории Олимпийских игр. Только ее попадание на Игры вызвало шквал: к обсуждению подключились многие. И против были тоже многие, причем абсолютно отличные по взглядам и настроениям. Например, знаменитая теннисистка и активистка ЛГБТ Мартина Навратилова заявляла, что допуск трансгендеров в женские виды — это мошенничество. Мужики от природы сильнее, выносливее, имеют другую структуру мышц и более крепкие кости.

Разговоров и страшных для женского вида ожиданий перед Токио было много, но та же Хаббард не стала успешной на Играх от слова «совсем». Хотя там же канадская футболистка Ребекка Куинн стала первым трансгендером, завоевавшим олимпийскую медаль.

Вот не пытайтесь во всем этом разобраться, если тема от вас далека. Хотя, похоже, далека она и от МОК. Но в тренде он быть обязан: а посему — в течение аж трех лет МОК разрабатывал документ, который теперь состоит из 10 пунктов. И провел консультации со многими спортсменами — более 250, и заинтересованными сторонами — представителями ЛГБТ-сообщества, федерациями, юристами, разными НОК… Документ будет действовать после зимних Олимпийских игр в Пекине-2022.

Хотя вообще-то действовать будут федерации. МОК рекомендует: «ни один спортсмен не может быть исключен из соревнований на основании его трансгендерной идентичности или половых различий». Но признает, что не в состоянии создать правила, которые бы определяли критерии допуска для каждого вида спорта. Поэтому оставляет это на усмотрение федераций.

Вот, например, первый принцип — инклюзивности. Любой спортсмен — вне зависимости от гендерной идентичности, самовыражения и половых вариаций — имеет право соревноваться в безопасной обстановке и без предубеждений. Нужно принять меры, чтобы на всех спортивных объектах таким людям было комфортно. Федерации должны пресекать любые виды дискриминации. Что еще? Принцип предотвращения ущерба, справедливости, приватности, приоритета здоровья, отсутствия дискриминации…

Много общих красивых слов: внедрение новых критериев должно осуществляться в рамках «комплексного подхода, основанного на уважении международных прав человека, убедительных доказательствах и консультациях со спортсменами». И обязательно надо соблюдать меры предосторожности, чтобы не нанести вред здоровью и благополучию спортсменов.

Самое внятно прописанное в рекомендациях: от трансгендерных женщин больше не стоит требовать снижать уровень тестостерона для участия в соревнованиях. Это — угрожающая здоровью процедура. Раньше же участие в турнирах означало определенный уровень тестостерона (ниже обозначенного предела) задолго до старта.

Медицинский директор МОК Ричард Баджет успел уже уточнить в комментариях, что «вообще не нужно использовать тестостерон, чтобы решать, кто может соревноваться, а кто нет». Но тут же и подчеркнул: «но это руководство, а не абсолютное правило». Говорит директор витиевато: не можем утверждать, что рамки совсем не нужны в каждом отдельном виде спорта, к примеру, в легкой атлетике. Говорит, что каждому виду спорта нужно разработать собственные правила, с помощью которых можно будет контролировать преимущества спортсменок.

Так что каждая деревня — теперь столица. А любая международная федерация может жить по своему уставу, решая столь щекотливый вопрос: мальчик или девочка, куда пускать, что разрешать, как не обидеть, но и не дать преимущество. И придумывать, как избежать регулярной битвы полов в одном секторе.

Первой откликнулась на рекомендации Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics), заявив, что не будет менять правила. То есть: спортсменки, которые выступают на дистанции от 400 метров до мили, обязаны при помощи гормональных препаратов снижать уровень тестостерона до 5 нмоль/л. И новым рекомендациям МОК это нисколько не противоречит.

В WA считают, что ее правила основаны на тех же принципах обеспечения честной конкуренции в женской категории, что и рекомендации МОК. И напоминают, что в 2019 году CAS пришел к выводу: правила стартов для спортсменок с нарушениями полового развития являются необходимым, разумным и соразмерным средством поддержания справедливости женских соревнований.

Так что быть революции в традиционном спорте или не быть — еще пока большой вопрос.

Куда более реалистичным видится создание неких турниров из серии «все флаги в гости к нам», в которых будут участвовать желающие посоревноваться без определения тестостерона (или как раз с его конкретно обозначенным уровнем).

Источник

Похожие записи