Профессор связал рост атопических дерматитов с изменением климата

Профессор связал рост атопических дерматитов с изменением климата

Болезнь поражает и детей, и взрослых

Наш век не случайно зовут веком аллергии — количество аллергиков резко выросло за последние год, и этот рост, увы, продолжается. Одно из самых распространенных заболеваний этого профиля — атопический дерматит. Эта болезнь поражает и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин — и доставляет пациентам массу проблем, включая психологические. Почему таких пациентов становится все больше, есть ли шансы, что атопический дерматит научатся излечивать?

Об этом обозреватель «МК» поговорил с заведующим отделением дерматологии с группой лазерной хирургии, заведующим лабораторией патологии кожи у детей ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, президентом МОО «Общество детских дерматологов», профессором Николаем Мурашкиным.

СПРАВКА «МК»

Атопический дерматит (АтД) — системное хроническое воспалительное заболевание кожи, которое характеризуется появлением высыпаний, зудом, сухостью и потрескиванием кожи. АтД встречается во всех странах, у лиц обоего пола, в разных возрастных группах и составляет примерно 20–40% от всех кожных заболеваний. Распространенность АтД среди детского населения — до 20%, среди взрослого населения — 2–8%. Согласно статистическим данным, в России заболеваемость АтД составляет 188,2 случая на 100 000 человек, а распространенность — 426,3 случая на 100 000 всего населения.

— Николай Николаевич, как вы думаете, с чем связан рост заболеваемости атопическим дерматитом в мире?

— Кожа — это самый большой орган тела, и он ответственен за контакт с окружающей средой. На мой взгляд, рост заболеваемости АтД связан с изменением климата на планете: происходят температурные колебания, меняются микробный состав, микробиом кожи и характер микробиома в результате различных климатических воздействий, а также иммунологические реакции в коже. Это уже известный факт, который влияет на развитие кожных заболеваний. Кроме того, не стоит забывать про различные гигиенические факторы, состав воды и т.д.

— Некоторые эксперты считают, что рост аллергических реакции начался с момента начала массового производства продуктов питания. Есть ли такая связь?

— Несомненно, продукты, содержащие определенные химические соединения, влияют на работу иммунной системы. Эти изменения не могут не отражаться на иммунных реакциях, которые происходят в коже. Питание влияет на рост аллергических реакций, особенно в раннем детском возрасте. Также влияние на рост аллергических реакций оказывает производство продуктов, которое приводит к выбросу в воздух вредных веществ — поллютантов, негативно воздействующих на кожу.

— Можно ли определить группы риска по развитию атопического дерматита? Есть ли новые научные данные, например, по генетической составляющей?

— В первую очередь в группе риска находятся дети, родители которых страдают аллергическими заболеваниями. Сюда можно отнести и детей, родившихся путем кесарева сечения, и тех, кого вскармливали искусственно. Помимо этого в группе риска находятся люди, которые неправильно ухаживают за кожей, пребывают в контакте с загрязнениями окружающей среды (например, с цементом или почвой), проживают в условиях с неблагоприятными климатическими условиями и плохим составом воды, злоупотребляют различными средствами гигиены, например, мылом.

Определенного генетического нарушения, которое присутствует у всех пациентов с атопическим дерматитом, не существует, но есть масса генов, которые обуславливают предрасположенность к данному заболеванию либо влияют на определенные иммунные реакции. На сегодняшний день атопический дерматит представляется неким «зонтичным» термином, под которым собраны различные формы этого заболевания. Казалось бы, заболевание одно, но существуют некоторые его формы, которые разнятся и терапевтически, и клинически. На все это есть генетическая предрасположенность у каждого конкретного пациента.

— Почему некоторые дети «перерастают» атопический дерматит, а другие — нет? У кого риск выше?

— Есть дети, которые перерастают АтД, но это касается только определенного процента детей. У некоторых из них происходит трансформация аллергического заболевания и вместе с поражением кожи начинает вовлекаться, например, бронхолегочная система, ЛОР-органы. В раннем детском возрасте, особенно в первые два года, у ребенка физиологически незрелая кожа. Где-то после двух лет она уже начинает напоминать кожу взрослого человека. Соответственно, барьерные свойства кожи улучшаются, и условия проникновения для различных аллергенов через кожу уменьшаются. Своевременное лечение, выявление этих аллергенов, устранение постоянного стимулирования и контактирования иммунных клеток кожи с аллергенами, позволяют некоторым пациентам стабилизировать ситуацию и улучшить течение атопического дерматита.

У части пациентов может произойти рецидив в более позднем возрасте. На сегодняшний день научно описано около 11–12 вариантов атопического марша — развития аллергического процесса после манифестации атопического дерматита. В целом всегда нужно говорить с большой осторожностью о том, что с возрастом АтД пройдет, так как это может ввести родителей в заблуждение. К сожалению, некоторые родители вообще перестают лечить детей и ждут, что произойдет чудо, поэтому я бы очень аккуратно комментировал эту вероятность. Она бывает, но все очень индивидуально, лишь в каком-то определенном проценте случаев.

— Можно ли предотвратить развитие бронхиальной астмы и других последствий АтД?

— Развитие можно предотвратить в том случае, если начать своевременное лечение и постоянно контролировать этот процесс. У кого-то заболевание может протекать в легкой форме, поэтому не потребуется сильного контроля, у кого-то нет. Кто-то будет соблюдать правильное лечение, кто-то не будет этого делать. Поэтому здесь также все индивидуально и зависит от конкретного случая.

— Есть эксперты, которые говорят, что злоупотреблять антигистаминными препаратами нельзя. Так ли это?

— Нельзя злоупотреблять вообще никакими лекарственными средствами, но в аспекте антигистаминных препаратов особое внимание следует уделить антигистаминным препаратам первого поколения. У них есть ряд негативных последствий, связанных с когнитивными функциями, особенно для детей, поэтому они могут быть назначены только коротким курсом лечения. Любое лекарственное средство имеет показания к назначению. Если оно принимается бесконтрольно, как вздумается родителям, то это, конечно, неправильно. Если есть предписание врача, принимать препараты необходимо. Если же его нет, то не нужно ничего делать самостоятельно.

— Какие главные методы лечения АтД внедряются? Есть ли дающие надежду на полное излечение?

— На сегодняшний день излечить полностью это хроническое заболевание невозможно, но есть возможность вызвать очень хорошую, стойкую ремиссию и добиться хороших результатов. Еще недавно мы не знали ряда особенностей этого процесса и на некоторые вещи не могли эффективно воздействовать. Сегодня становится все больше таких инструментов. Есть, например, современные таргетные средства, которые позволяют в максимально короткие сроки устранить кожные проявления АтД. Это совершенно новые средства, которые направлены на ключевые иммунные посредники различных иммунологических реакций, что позволяет эффективно бороться с нарушением сна и многими другими проявлениями атопического дерматита.

— Можно ли спутать АтД с пищевой непереносимостью? В чем основные отличия?

— Атопический дерматит — это хроническое заболевание, которое имеет совершенно четкие клинические признаки и дерматологические симптомы, характерные для различных возрастных периодов и различных форм заболевания. Если человек что-то съел и у него возникли какие-то проявления на коже, а до этого момента кожа была здоровая и не было никаких проявлений атопического дерматита, то это скорее аллергическая реакция на съеденную пищу.

Если у пациента уже есть атопический дерматит и кожа хронически поражена, то после употребления в пищу некоторых продуктов также может наблюдаться ухудшение течения кожного процесса. Пищевая аллергия нередко отмечается у детей с атопическим дерматитом и может усугублять течение заболевания. В старшем возрасте актуальность пищевой аллергии уменьшается, поскольку обычно формируется так называемая пищевая толерантность, но одновременно у некоторых пациентов расширяется спектр аллергической гиперчувствительности, связанный с цветением определенных трав и деревьев, и формируется аллергия на пыльцу, и эта пыльца может иметь перекрестные аллергические реакции с рядом продуктов, что тоже нужно учитывать в старшем возрасте. Выявить атопический дерматит может только врач, поскольку существуют совершенно четкие диагностические критерии.

— Если будущая мама во время беременности будет соблюдать строгую диету, предотвратит ли это развитие АтД у ребенка?

— Нет, не предотвратит. Более того, беременным и кормящим нужно правильно и полноценно питаться, не ограничивая себя специальными диетами. Это не значит, что маме нужно каждый день употреблять газировку, заедать ее апельсинами и майонезом. Все должно быть в рамках разумного, исключая раздражающие продукты, чтобы не провоцировать тот же токсикоз. Обычное здоровое питание человека.

— Каковы основные правила вакцинации таких детей?

— Очень важно сказать, что атопический дерматит не является медицинским противопоказанием для вакцинации. Больным с атопическим дерматитом вакцинация показана даже в большей степени, чем здоровым детям, потому что они более уязвимы. Нежелательно делать прививки только в острый период болезни, когда наблюдается яркость клинических проявлений, распространенное поражение кожи, интенсивный зуд, выраженные воспалительные проявления ярко-красного цвета и так далее. В таком случае необходимо снять это обострение, а затем проводить вакцинацию.

— Раньше выдвигалась версия, что коронавирус не страшен аллергикам. Почему это оказалось не так?

— Раньше было много разных версий о коронавирусе, потому что мы практически ничего не знали о данном заболевании. Были лишь отдельные наблюдения, высказывания, мнения экспертов. По мере накопления наших знаний, увеличения группы наблюдения, обработки статистических данных наши мнения менялись. Даже рекомендации по лечению коронавируса сначала были одни, потом другие, позже стали добавляться новые препараты, и связано это исключительно с тем, что сегодня мы знаем гораздо больше о коронавирусе, чем в начале пандемии.

Источник

Похожие записи