Установлена связь постковидных недомоганий с герпесом

Установлена связь постковидных недомоганий с герпесом

COVID-19 может реактивировать вирус Эпштейна-Барра

Вслед за словом «ковид» в нашу жизнь прочно вошло слово «постковид». Примерно каждый третий пациент, инфицированный SARS-CoV-2, выздоровев, месяцами страдает от массы других неприятных симптомов. Как их лечить, не ясно, а на вопрос, почему одни сталкиваются с постковидом, а другие – нет, ответ пока не получен.  Впрочем, на него попытался ответить международный коллектив исследователей, изучив истории 185 пациентов с коронавирусом. 

Фото: pixabay.com

Как выяснили ученые, у большинства из тех, кто столкнулся с постковидом, анализы показали реактивацию одного из представителей семьи герпесов – вируса Эпштейна-Барра.

Про SARS-CoV-2 сегодня слышали все, а вот о вирусе Эпштейна-Барра (ВЭБ) осведомлены немногие. Хотя, по экспертным оценкам, носителями этого вируса к 40-летнему возрасту является не менее 97% населения планеты. В большинстве случаев это «соседство» остается незамеченным (носительство латентное), но у некоторых людей вирус реактивируется (просыпается под воздействием стресса, вирусных инфекций и пр.) и вызывает массу неприятных симптомов. Кроме того, его подозревают в развитии синдрома хронической усталости и ряде злокачественных заболеваний крови. Например, описываемая в XIX веке меланхолия была ни чем иным, как результатом герпеса.

Получив ВЭБ, человек становится вирусоносителем на всю оставшуюся жизнь — вирусы герпеса прячутся в нервных тканях. Наличие антител при любом герпесе говорит не о защищенности (как, например, при краснухе), а об инфицированности: в этой ситуации любое ослабление иммунитета может обернуться развитием даже хронических заболеваний.

Чаще всего люди инфицируются вирусом Эпштейна-Барра в детстве, и заражение протекает бессимптомно. Но если первичная инфекция происходит в подростковом или взрослом возрасте, она обычно приводит к инфекционному мононуклеозу — острому состоянию. Иногда ВЭБ вызывает хронические инфекции. «ВЭБ принадлежит к семейству герпесов, его называют герпесом четвертого типа (а всего их 8). Говорят, что XXI век — век герпетических инфекций. Мы стали неожиданно уязвимыми к вирусам, которые еще пару сотен лет назад не представляли для нас никакой угрозы», — говорит эпидемиолог Александр Семенов.

Ученые, опубликовавшие результаты своих исследований, изначально обратили внимание на то, что многие продолжительные симптомы COVID-19 сходны с теми, которыми проявляет себя «проснувшийся» по тем или иным причинам ВЭБ. Пациенты с постковидом жалуются на длительную усталость, туман в голове, помрачение сознания, трудности со сном, артралгию, фарингит, миалгию, головные боли, лихорадку, желудочно-кишечные расстройства и кожные высыпания с различными проявлениями.

При этом реактивация вируса Эпштейна-Барра вызывает примерно такую же картину. Например, при ней могут появиться различные высыпания и поражения кожи, включая крапивницу, кольцевидную гранулему, фолликулит, криоглобулинемию и феномен Рейно, который напоминает ковидные пальцы на ногах.

Среди прочих симптомов, указывающих на реактивацию ВЭБ — усталость, психоневроз, мозговой туман, нарушения сна, артралгия, фарингит, миалгия, головные боли, лихорадка, желудочно-кишечные жалобы. Чем не постковид?

Кроме того, реактивация вируса Эпштейна-Барра также связана с сердечно-сосудистыми, гематологическими и неврологическими осложнениями. Сообщалось, что реактивация ВЭБ принимает участие в патогенезе миокардита, воспалительной кардиомиопатии и остром инфаркте миокарда. А мультисистемная недостаточность, связанная с вируса Эпштейна-Барр, приводит к острому повреждению печени, повреждению почек, дыхательной недостаточности и гемолитической анемии.

Ученые провели обследование 185 пациентов с COVID-19, чтобы определить, есть ли связь между появлением симптомов длительного ковида и реактивацией вируса Эпштейна-Барра. Распространенность длительных симптомов составила 30,3% (в эту статистику попали и четверо пациентов, перенесших болезнь бессимптомно, но столкнувшихся впоследствии со шлейфом проблем со здоровьем). При этом 66,7% пациентов с постковидом по сравнению с 10% пациентов контрольной группы  были положительны на реактивацию ВЭБ. 

«Аналогичное соотношение наблюдалось во вторичной группе из 18 человек через 21-90 дней после положительного теста на COVID-19, что указывает на то, что реактивация может произойти вскоре после или одновременно с инфекцией COVID-19. Эти результаты позволяют предположить, что многие длительные симптомы COVID могут быть не прямым результатом вируса SARS-CoV-2, а реактивацией ВЭБ, вызванной воспалением COVID-19», — отмечают исследователи.

Наиболее частыми симптомами среди тех, кто был положителен на реактивацию ВЭБ, были усталость (58,6%), бессонница (48,3%), головные боли (44,8%), миалгия (44,8%) и спутанность сознания (41,4%). Семь человек испытывали шум в ушах и/или некоторую потерю слуха. У 9 человек наблюдались частые кожные высыпания, в том числе, у двух — на пальцах ног. Кроме того, люди жаловались на фарингит, боль в животе, лихорадку. Примечательно, что два человека с длительным течением COVID, положительные на реактивацию ВЭБ, имели бессимптомную форму COVID-19, а симптомы постковида у них развились спустя некоторое время.

Кстати, к аналогичным выводам и ученые из больницы Ремнин при Уханьском университете: они первыми документально зафиксировали реактивацию ВЭБ у пациентов с COVID-19 в острой фазе. Они обнаружили, что 55,2% госпитализированных пациентов с COVID-19 в период с 9 января 2020 года по 29 февраля 2020 года положительный результат на ВЭБ в течение двух недель после положительного анализа на SARS-CoV-2. А вот итальянские ученые наблюдали реактивацию вируса Эпштейн-Барра у 95,2% пациентов ковидных реанимаций.

Аналогичное исследование, проведенное во Франции, выявило признаки реактивации ВЭБ у 82% пациентов отделения интенсивной терапии с COVID-19. Кроме того, реактивация ВЭБ ассоциировалась с более длительным средним сроком пребывания в отделении интенсивной терапии (15 дней против 8 дней). Наконец, в отделении интенсивной терапии Медицинского университета Инсбрука, у 78% пациентов с COVID-19 с дыхательной недостаточностью, требующей инвазивной вентиляции, были обнаружены признаки ВЭБ.

Российские пациенты с постковидом, объединившиеся в сообщества в соцсетях, крайне заинтересовались последними исследованиями ученых. Например, 34-летняя Кристина из Москвы рассказала свою историю: «Я болела коронавирусом средней тяжести в декабре. Собрала весь букет постковида. Длился 7 месяцев: выпадали волосы, хроническая усталость, гипотермия, апатия, нет обоняния, одышка, когнитивные способности нарушены были вплоть до того, что я не помнила, кто я и дорогу домой найти не могла. Врачи разводили руками.

А потом прочла исследование, что якобы постковид — это пробудившийся герпес. Пропила курс дешевого противовирусного – и сама себе не верю. Я начала быстро соображать, и постковид исчез буквально за несколько дней, а через неделю стала чувствовать себя, как до болезни. Ещё не идеально, но и не умираю. А я уже не думала, что вернусь к обычной жизни. Я бы списала это на плацебо, но уж больно быстро самочувствие улучшилось».

Но врачи подчеркивают, что сегодня в мире нет лекарств с доказанной эффективностью против вируса Эпштейн-Барра. Хотя некоторые препараты могут снизить вирусную нагрузку при реактивации.  

Однако, как говорит известный инфекционист, доктор медицинских наук, профессор Николай Малышев, «возможно, вирус Эпштейна-Барра и при чем, а может быть, и нет. Если всех подряд исследовать, реинфекциию ВЭБ можно и у здоровых найти. Вспоминаю один случай: лет двадцать назад в районе Симферопольского шоссе сотни пациентов обращались в скорую примерно с одинаковыми симптомами: температура, рвота, тахикардия. У них были поражения почек, печени. Их обследовали на разные вирусы, но ничего не находили.  А потом оказалось, что они покупали ворованное растительное масло, а оно было некачественным».

Источник

Похожие записи