Борьба со всемирным потеплением выльется во всеобщее подорожание

Борьба со всемирным потеплением выльется во всеобщее подорожание

«Зеленые» технологии спасут биосферу, но дорого обойдутся человечеству

Климатический ужас набирает обороты. Пока легковерные жертвы антиэкологической пропаганды обмениваются в соцсетях небылицами, миллионы людей от Калифорнии до Германии, от Якутии до Новой Зеландии реально гибнут от аномальной жары, гигантских лесных пожаров, ливней и наводнений, ураганов, торнадо и прочих стихийных бедствий. Катаклизмы происходят в невиданных ранее масштабах, с большей силой и чаще, чем прежде. А эксперты ООН едва успевают корректировать в сторону ухудшения свои апокалиптические прогнозы.

Фото: Алексей Меринов

Как сообщала недавно Би-би-си, масштабы климатических бедствий таковы, что ученые даже не в состоянии правильно их оценивать и предсказывать: у них нет достаточно мощной компьютерной техники. Международная комиссия по изменению климата нуждается в суперкомпьютере стоимостью в сотни миллионов долларов — ученые призывают мировые правительства на него скинуться. Без точного климатического прогнозирования издержки на ликвидацию последствий природных бедствий будут во много раз превосходить расходы на компьютерный апгрейд. К примеру, в этом году никто не предсказал чудовищные масштабы наводнений в Европе, равно как и 50-градусную жару с засухой на западе Америки. Последствия этих (и многих других, происходящих в 2021 году) катаклизмов будут астрономическими как в денежном выражении, так и по статистике жертв.

Европа, которую в этом году «клюнул жареный петух», решила возглавить ускоренное движение к чистой энергетике. Евросоюз объявил целый пакет инициатив, цель которых — к 2050 году избавиться от углеводородных энергоносителей. ЕС уже сократил выброс углекислого газа в атмосферу на 24% за период с 1990 по 2019 год, а теперь еврообъединение намеревается уменьшить выброс CO2 еще на 31% за девять лет. К 2035 году ЕС планирует запретить продажу на своей территории бензиновых и дизельных автомобилей. Государственные регуляторы сделают крайне невыгодным для компаний использование углеводородного топлива для отопления зданий, на железнодорожном транспорте, в судоходстве и авиации. Углеводородными пошлинами будет обложен импорт из США, Китая и других стран минеральных удобрений, цемента, стали.

По словам президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, «задача нашего поколения — обеспечить благополучие не только нас самих, но и наших детей и внуков, и Европа готова выступить в роли лидера». Звучит красиво и, по сути, правильно. Загвоздка лишь в том, что осуществление этих замыслов будет, если будет, не легким и не простым. Даже внутри самого ЕС, который состоит из 27 государств, нет согласия в отношении радикального «озеленения» европейской экономики в сжатые сроки. Активное противодействие наблюдается со стороны авиационной отрасли, автопрома, а также восточноевропейских стран, которые в значительной мере базируют свой энергобаланс на угле.

Будут проблемы с американцами, у которых экологическое мышление отстает от европейского: президент США Джо Байден не может опереться на подавляющее большинство ни в Конгрессе, ни в электорате. Его «великий план» модернизации инфраструктуры, который требует поддержки не только демократов, но и республиканцев, не предусматривает никаких великих свершений по части экологического оздоровления Америки.

В апреле этого года Байден провел виртуальный саммит по климату. Он вернул США в Парижское соглашение. Но этого недостаточно: нужны жесткие меры по ограничению углеводородного загрязнения, а в Америке их осуществить будет труднее, чем в Европе. Взять, например, обещание Байдена запретить через 20 лет все автомашины с двигателями внутреннего сгорания или его намерение обложить налогом авиационный керосин — подобные идеи поддерживают даже не все демократы, а что будет, если Конгресс и Белый дом перейдут под контроль республиканцев?

«Зеленые технологии» — замечательная вещь для спасения биосферы, но переход на них стоит дорого и сулит, по крайней мере в краткосрочной перспективе, рост стоимости жизни. Это касается цен на авиабилеты (авиакомпании, как водится, переложат на плечи пассажиров свои расходы на «зеленую» модернизацию), отопление и теплоизоляцию домов, переключение с бензиново-дизельных машин на электромобили… Государство будет давать гражданам субсидии, чтобы стимулировать «зеленую революцию», но это по силам только развитым и богатым странам, в которых живет лишь пятая часть человечества. Да и в богатых странах правительства нередко одной рукой дают, а другой берут — надо же изыскивать средства для революционных экологических преобразований.

В международной борьбе за сохранение экосферы хронически присутствуют серьезные проблемы с такими крупнейшими загрязнителями, как Китай и Индия. Эти страны-гиганты понимают необходимость баланса между экономическим развитием и экологической ответственностью, но, когда у тебя полуторамиллиардное население, живущее в основном в бедности, чаша весов будет непременно склоняться в сторону экономического роста.

Современная Россия проявляет куда больше экологической ответственности, чем ее предшественник — Советский Союз, но здесь тоже не все гладко. С 1990 по 2018 год РФ сократила выброс в атмосферу парниковых газов на 30,3%. В 2020 году Россия представила в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата план сокращения парниковых выбросов еще на 30% к 2030 году. Похвальное намерение (и одна из немногих областей, в которых РФ и США проявляют единомыслие), но многое будет зависеть от состояния российской экономики с учетом пандемии и санкций. Да и вообще, безотносительно к России: как сказал один дипломат Евросоюза агентству Reuters, в экологической области «цель — вывести экономику на новый уровень, а не остановить ее».

Неотложный характер глобальных усилий по спасению биосферы, казалось бы, очевиден, но их тормозят мощные факторы, с учетом которых приходится довольствоваться скромными достижениями типа международных конвенций, саммитов и добровольных обязательств отдельных стран.

Главных тормозящих факторов два, и они взаимосвязаны: противодействие корпоративного лобби и антиэкологические предрассудки в массовом сознании. «Энергетические компании, — пишет еженедельник The Week, — потратили на протяжении многих лет немереные суммы денег, чтобы заблокировать действия и посеять сомнения в реальности изменения климата. И всегда находилось множество людей, с радостью принимавших от них деньги». Эти люди — и политики, и ученые, и журналисты. Во всех профессиях есть те, для кого деньги не пахнут.

Антиэкологическая заказуха пытается доказать, что наводнения, засухи и ураганы происходили и раньше — нет, мол, никакого антропогенного воздействия на биосферу, есть лишь цикличность глобального климата. Но данные климатологических исследований опровергают этот тезис: никогда прежде в истории Земли глобальное потепление не происходило так быстро, как в новейшую индустриальную эпоху.

Несколько лет назад профессор Национального университета Австралии Уилл Стеффен построил математическую модель, позволяющую сравнить воздействие на климат естественных факторов с итогами хозяйственной деятельности человека. Стеффен со своим коллегой из Швеции Оуэном Гаффни разъяснили «уравнение антропоцена» на страницах научного журнала New Scientist. Ученые оценивали скорость изменения в разные периоды существования Земли ее экосистем — атмосферы, Мирового океана, лесов, рек, ледников, флоры и фауны. Оказалось, что никакие тектонические, вулканические, интерпланетарные и любые другие факторы, когда-либо воздействовавшие на климат Земли, не идут в сравнение с влиянием на климат человека. Мы меняем климат нашей планеты в 170 раз быстрее, чем это делали астрономические и геофизические факторы на протяжении последних 4,5 млрд лет!

Угольные и нефтегазовые компании очень давно знали о разрушительном влиянии их бизнеса на биосферу. Они всегда отрицали это — точно так же, как табачные компании отрицали вредное влияние их продукции на здоровье людей. Табачников призвали к ответу, выбили из них многомиллиардные компенсации жертвам курения, лишили их возможности агрессивно рекламировать сигареты. В США в 1965 году курили 42% населения, а в 2019-м — 14%.

С углеводородным отравлением дело обстоит хуже. В отличие от табака парниковые газы имеют необратимый эффект, и потребляет их не какая-то часть населения, а все поголовно.

Источник

Похожие записи