Художники выставили в «Царицыно» 15 скульптурных загадок, посвященных мифам

Художники выставили в «Царицыно» 15 скульптурных загадок, посвященных мифам

Здесь есть инсталляции, отсылающие и в Японию, и в Грецию, и к русским русалкам

В музее-заповеднике «Царицыно» есть волшебное место – Воздушные сады. Такое название оно получило еще во времена Екатерины II – здесь на открытом грунте высаживали необычные виды груш, персиков, абрикосов и слив. Потомки тех плодовых деревьев теперь растут среди оригинальных ландшафтных садов современных дизайнеров и раз в год на неделю превращаются в выставочное пространство. В этом году фестиваль исторических садов посвящен мифам. Участники создали 15 «легендарных» инсталляций, поиски и разгадка смысла которых превращаются в увлекательный квест.

Фото: tsaritsyno-museum.ru

Участников фестиваля не ограничивали: они могли взять за основу любой миф, хоть из русской сказки, хоть из древнегреческого эпоса, хоть из современной научной фантастики, и превратить его в самую невероятную фантазию. В итоге каждая инсталляция получилась с секретиком. Тут есть ребусы и про русалок, и про молодильные яблоки, и вокруг легенды об Эросе и Психее, и с участием Алисы из повести Кира Булычева или Аленушки и ее непослушного братца Иванушки.

Вот, например, «Сад затмения» Юлии Нечаевой иллюстрирует японский миф о солнечной богине Аматэрасу, которая поссорилась со своим братом богом бури Сусаноо и ушла из мира. Древний сюжет наполнен присущим японцам драматизмом: Сусаноо сдирает шкуру с живой лошади, бросает ее в покои сестры, отчего одна из помощниц богини солнца умирает от ужаса, а сама Аматэрасу прячется в подземном гроте. Но без солнца ничего не растет и не живет. Поэтому, чтобы вернуть Аматэрасу, боги устанавливают перед её пещерой зеркало, и, привлеченная собственным сияющим отражением, она возвращается в мир. Символический сюжет представлен на удивление медитативно: перед нами большой красный диск, почти закрытый черным, и теряющийся в легкой дымке. Буря кроется в материалах – они принципиально натуральные, при этом контрастные – и «жесткие», и «мягкие». Использован клинкерный кирпич и обожженное дерево, камень и металл, свет и вода, и два вида японских растений.

Фото: tsaritsyno-museum.ru

А вот инсталляция «В поисках нимф» Дарьи Блохиной и Маргариты Горбуновой. Среди цветов, трав и деревьев мы видим греческую статую, которая каким-то чудом стоит прямо на водной глади маленького прудика. Но она здесь не главное действующее лицо, а только намек на миф о нимфах. Стоит сесть в кресло-кокон близ белоснежной скульптуры, прислушаться к тихо журчащей воде – и услышишь в них голоса волшебных существ. Стоит внимательно всмотреться в детали загадочного оазиса и увидишь цветы – анемона, овсяницы, молинии, котовника, лопчатки, гипсофилы тихоокеанской и тысячелистника– это и есть местные нимфы.

«Когда цветет рожь» Марии Ожерельевой и двух Михаилов (старшего и младшего) Судаковых – еще одна инсталляция с секретом. Она посвящена мифу о русалках, но классических девушек с рыбьем хвостом тут не найти. Перед нами ландшафтная композиция, собранная из голубых камней, белых шаров, отражающихся в круглых зеркалах, необычных зеленых насаждений, которые закручены в спирали или похожи на колонны. Миф здесь угадывается в элементах, очертаниях и ракурсах. Если долго присматриваться, кажется, композиция начинает напоминать тот самый хвост русалки или всплеск воды, оставшийся от него. Эта легенда, кстати, связана непосредственно с Царицыно. Дело в том, что в XIX веке архитектор Иван Еготов, ученик Василия Баженова и Матвея Казакова, построил на небольшом острове в Верхнем Царицынском пруду арку «Жилище русалок». И жители окрестных деревень уверовали, что в ночь после праздника Троицы из арки появляются русалки и танцуют на берегу. Как раз в это время на полях зацветала рожь и эти явления стали связывать. Поэтому рожь есть в парковой инсталляции, это ее самый образный элемент, а зеркальные отражения белых шаров напоминают контуры русалкиных ворот, которые тоже отражаются в воде.

Но самой масштабной инсталляцией стала «Тайна третьей планеты» Натальи Климовой и Ольги Озеровой, основанная на фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Мультфильм «Тайна третьей планеты» создан режиссером Романом Качановым по ее мотивам в 1981 году. Странная фигура рядом с идеально круглым прудом – это космический корабль «Пегас», изображенный в момент приземления на загадочную третью планету системы Медузы. Согласно сюжету, герои вот-вот провалятся в ловушку. Прудик в металлической «оправе» – напоминает о западне из повести и мультфильма. Но фантазия художников сразу нарисовала счастливый финал. Космический корабль уже в безопасности – уютно устроился среди фантастических цветов.

Источник: mk.ru

Похожие записи