Новый фильм про Ивана Васильевича заставил поверить в российский кинематограф

Новый фильм про Ивана Васильевича заставил поверить в российский кинематограф

Да, я знаю, все заранее воротили носы, корчили рожи, страшно сказать, плевались… И я вместе с ними думал: телевизионный ремейк легендарной комедии Гайдая под ником «Иван Васильевич меняет всё» — очередная поделка «Комеди Клаб», бессмысленная и беспощадная. Все эти предыдущие ремейки типа «Джентльмены, удачи», «Служебный роман. Наше время» и даже «Ирония судьбы. Продолжение» под чутким управлением товарища Бекмамбетова, с теми же артистами, пусть и очень постаревшими, но без Лии Ахеджаковой, выглядели как дискредитация прекрасного оригинала.

А это только провоцирует разговоры, что сейчас не умеют снимать вообще (сравнение с классикой напрашивается), а то чувство юмора, тончайшее, умное, замысловатое, отсутствует как класс, что Рязанов, Данелия, Захаров, Гайдай — это космос и им, нынешним, никогда туда не добраться.

Изредка (ну очень редко!) из «Комеди» раздавались какие-то остроумнейшие, заточенные репризы, но быстро исчезали, потому что опять нужно было идти на компромисс и зарабатывать деньги.

На новогодние праздники распиаренный фильм показали трижды, и вот на третий раз клиент, то есть я, наконец созрел, посмотрел-таки. И получил несказанное удовольствие.

Могут, если захотят… Собрали мозги в кучку и выдали суперкомедию. Это вам не «Холоп» какой-нибудь и не «Чебурашка», собравшие необыкновенный бокс-офис. «Любит наш народ всякое г…о», — пел когда-то незабвенный Шнур. «У вас просто не умеют делать долма», — говорил Фрунзик Мкртчян Вахтангу Кикабидзе в «Мимино». «У вас просто не умеют делать кино», — может сказать кто-нибудь оттуда нам сюда. Отдельные прекрасные люди в виде Балабанова, Урсуляка, Хлебникова и Звягинцева погоды не делают.

Но тут получилось. Режиссеры — Михаил Семичев и Роман Ким. Вы знали таких раньше? Я — нет. Их главная фишка — необыкновенное уважение к Леониду Гайдаю, столетие которого мы отметили в прошлом году. В отличие от всех предыдущих ремейков на великие советские комедии, где никакого пиетета к мэтрам никто не выказал («эх, обидели такого хорошего человека!»), здесь до такой степени скрупулезно, внимательно отнеслись к каждой мизансцене, к великолепной музыке Зацепина, к каждому артисту. Вы посмотрите, как Марина Кравец, словно близняшка, похожа на Наталью Селезневу (Зина), как Павел Деревянко, натянув парик, играет Пуговкина (да, тот самый пресловутый Якин), как Максим Киселев умудряется одновременно быть похожим на пресс-секретаря Пескова и на Савелия Крамарова… Здесь даже Бузова мало отличается от самой Крачковской, играя жену Бунши.

Сюжет переходит сквозь времена и годы (вот зачем легендарная «Машина времени»). Вот вам 90-е (лихие, по которым уже ностальгия), которые, блистательно смеясь над собой, представили «Иванушки International» (Рыжий, «матвиенковский бандит», как возмужал!), вот Грозный, само собой (Тимур Батрутдинов), а затем сразу раз — и Франция Людовика! А кто у нас Людовик? В команде произошла замена: вместо выбывшего из игры Филиппа Киркорова (Петр I) на поле выходит Николай Кологривый, уже звезда «Слова пацана», — тот самый Людовик ХVI. Вот так решается интрига. А потом Лазарев на французском дал «Седую ночь» — и это уже до рыданий, памяти Юры Шатунова. Это и есть смех сквозь слезы, высший пилотаж. И шутки свежие, актуальные, современные, про сегодня и про вчера, откуда мы все и вышли кто раньше, кто позже. И лучшая из них: «А вы перестаньте думать, как поменять прошлое, — лучше начните строить наше прекрасное будущее». И сразу после Баста залудил «Прекрасное далёко» в стиле рэп от «Гостьи из будущего». Из нашего детства, такого радостного и счастливого. Опять до слез!

А в самом конце вдруг появляется Тарантино (живой!) и в кресле Михаила Пуговкина-Якина смотрит, как наши артисты танцуют его знаменитый танец из «Криминального чтива» (Ума Турман — Джон Траволта). Это уже просто супер! После такой комедии хочется жить и остается надежда. А разве не это цель искусства?!

Так мы показали, что страна, которой сейчас совсем не до смеха, все-таки сохранила способность смеяться. И как! Как в 34-м все увидели, что СССР, пройдя неимоверные катаклизмы, поставив опыт на самом себе, снял-таки «Веселые ребята».

И напоследок как телекритик: «Иван Васильевич меняет всё» останется очень надолго. Потому что показывает и преображает время. Как «Старые песни о главном», «Первый скорый», «Неголубой огонек» на РЕН-ТВ. Вспомните еще мои слова!

Источник: mk.ru

Похожие записи