После новостей о реставрации «Троицы» заговорили о потере шедевра Андрея Рублева

После новостей о реставрации «Троицы» заговорили о потере шедевра Андрея Рублева

Искусствоведы предлагают составить список памятников, которые нельзя перемещать

  Путешествие в Троице-Сергиеву лавру обернулось для «Троицы» Андрея Рублева серьезными травмами: возникли многочисленные шелушения красочного слоя, поврежден 61 участок, из них 5 – аварийные и нуждаются в укреплении. Методику грядущей реставрации искусствоведы обсуждали на Расширенном реставрационном совете в начале сентября. А сейчас всплыл протокол заседания, о котором не спешат рассказывать в Третьяковкой галерее, несмотря на все волнения реставраторов, озабоченных состоянием памятника. «МК» связался с одним из участников реставрационного совета, директором Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаилом Миндлиным и узнал детали.

  Напомним, что «Троица» была вывезена в Сергиев Посад 16 июля и вернулась в Третьяковскую галерею в ночь с 18 на 19 июля. Реставраторы были против транспортировки памятника, памятуя о плачевных последствиях выставки в Новой Третьяковке 2008 года, после которой икону пришлось реставрировать. А ведь тогда «Троица» проделала совсем небольшое путешествие – длиной в пару километров. Но последствия были серьезными. Эксперты обозначили все риски в письме и направили его в Минкультуры вместе протоколом реставрационного совета, который состоялся еще 24 мая. Несмотря на все протесты, памятник древнерусского искусства все-таки отправился на гастроли в Троице-Сергиеву лавру. Теперь на лицо изменения состояния «Троицы». 

– На Расширенном реставрационном совете нам показали фото и видео «Троицы» до вывоза и после, – говорит Миндлин. – В целом ряде участков появились шелушения красочного слоя, кое-где отставание грунта от основы. Реставраторы Третьяковской галереи предложили методику укрепления и консервации пострадавших участков. Участники Расширенного реставрационного совета поддержали предложенную методику. Подразумевалось, что необходимо незамедлительно начать реставрационные мероприятия, чтобы не допустить дальнейшее отслоение живописи и грунта. Если больному плохо – его надо лечить.

– Насколько все плохо? Мы можем потерять «Троицу»?

– На мой взгляд, непоправимой катастрофы пока нет, но это не значит, что мы должны подвергать уникальный памятник подобным испытаниям. Нужно составить список самых значимых произведений живописи и предметов декоративного искусства, которые нельзя подвергать риску. Не могу сейчас назвать конкретные вещи, список должна обсудить специально созданная комиссия экспертов из музейного сообщества. Главный критерий – состояние сохранности произведений, которые являются национальным достоянием. Наверное, должно появиться какое-то распоряжение правительства о невозможности перемещения таких культурных объектов. Но если, не дай Бог, возникнет экстренная необходимость транспортировки, как во время эвакуации во время Второй мировой войны, то для перемещения нужно изготовить специальную герметичную витрину или капсулы с антивандальной защитой и системой поддержки стабильного температурно-влажностного режима внутри. Она должна быть сделана как космический корабль. Памятник нужно поместить в спецвитрину прямо в музее, в стабильных для него условиях. В этой витрине он должен экспонировать и вернуться назад. Изъять его из «космического корабля» можно только в стабильных для него условиях температуры и влажности. В такой капсуле должны быть предусмотрены механизмы, гасящие колебания при перемещении и предотвращающие возможность механических повреждений при транспортировки. Что касается состояния «Троицы» сейчас – то изменения очевидны. Это следствие нарушения температурно-влажностного режима.

«МК» связался с пресс-службой Третьяковской галереи, чтобы уточнить сроки реставрации, необходимость которой специалисты обсуждали на упомянутом Расширенном реставрационном совете еще 8 сентября. В музее подтвердили, что совет был, однако обозначить сроки реставрации затруднились. «Соответствующие документы еще не подписаны», – сказали «МК» в пресс-службе ГТГ. То есть реставрация еще не началась, пока обсудили только методику. 

  Очевидно, что публика еще нескоро увидит «Троицу» в залах Третьяковской галереи.

Источник: mk.ru

Похожие записи