Приход Гергиева, уход Трегуловой, дом Вахтангова, эпопея «Троицы»: неоднозначные итоги года

Приход Гергиева, уход Трегуловой, дом Вахтангова, эпопея «Троицы»: неоднозначные итоги года

Культура в 2023 году: сводим дебет с кредитом

Что было, что потеряли, а что обрели. Чем можем гордиться, а чего стыдиться. На что надеяться и во что верить, разбирая день сегодняшний, но думая о будущем.

Валерий Гергиев.

Фото: АГН «Москва»

НАЗНАЧЕНЕЦ ГОДА — Валерий Гергиев, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, выдающийся музыкант, один из крупнейших дирижеров, стоявший за пультом великих симфонических и оперных оркестров мира, назначен генеральным директором Большого театра. Это кадровое решение само по себе знаковое событие: впервые за долгие годы Большой театр обрел руководителя, адекватного по личностному и профессиональному уровню статусу флагманского театра страны. Кроме того, сам контекст назначения, его подготовка, обилие вбросов, фейковых заявлений и скандальных публикаций в прессе обеспечили финальной точке эффект долгожданного разрешения затянувшегося, как говорят музыканты, неустоя в мажорную тонику. Можно предположить, что ответственные за такой кадровый экшен специалисты имеют дипломы консерватории.

Но публика напряженно следила не столько за продвижением фигуры Гергиева, сколько за свержением Владимира Урина — гендиректора ГАБТа в последнем 10-летии. Казалось, позиции опытнейшего менеджера непоколебимы, и даже его подпись под известным антивоенным письмом, где засветился ряд театральных функционеров, не пошатнула его могущества. Расстались с прежним лидером ГАБТа культурно, без разоблачений, даже с благодарностями, правда, ограничившись небольшим кипешем вокруг одиозных продаж билетов на «Щелкунчик». Впрочем, что было, то было. Важно — что будет и каким станет при новом руководителе Большой театр на нынешнем витке развития мировой истории.

«Троица».

Фото: Наталия Губернаторова

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ГОДА — передача «Троицы» Андрея Рублева РПЦ — выглядит так. Церковь долго добивалась вывоза шедевра, и летом 2022 года икона отправляется в Троице-Сергиеву лавру. После трехдневных «гастролей» полгода отлеживается на столе реставраторов в Третьяковке, которая сохраняла икону почти сто лет. В мае 2023-го Минкульт дает разрешение на показ образа в храме Христа Спасителя (ХХС), несмотря на протесты реставраторов, которые нашли 61 существенное изменение. В июне «Троица» три недели пребывает в ХХС, а патриарх Кирилл объявляет о решении президента вернуть икону РПЦ. Тогда же Минкульт подписывает с РПЦ договор, по которому икона передается церкви на долгосрочное хранение. Искусствоведы бьют тревогу — решение может стать роковым для хрупкого образа. Из храма Христа Спасителя икону доставляют в Центр Грабаря на обследование и консервацию, где она находится по сей день, ожидая создания климатической капсулы, в которой в будущем и будет показываться в Троице-Сергиевой лавре. Однако передача «Троицы» из музея церкви — уже прецедент, как и передача раки Александра Невского в Александро-Невскую лавру. А значит, и другие музейные предметы религиозного назначения могут покинуть выставочные залы и фонды и отправиться в храмы, несмотря на риски их потерять.

Дом Вахтангова. Фото: vakhtangov.ru

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОДА — родового гнезда гения русской сцены Евгения Вахтангова во Владикавказе, начавшееся в 2015 году, — наконец завершилось. Лучший подарок Мастеру трудно себе представить — 600 квадратных метров стильного пространства, заполненного уникальными экспонатами, восстановленная терраса, а также арт-кафе, которое успешно работает как концертная площадка. В доме достигнут эффект присутствия Евгения Багратионовича. В восстановление дома Вахтанговский вложил собственных 250 миллионов рублей, здесь труд каждого вахтанговца. Однако следует признать, что локомотивом этого проекта был директор Кирилл Крок, который домом основателя театра занимался изо дня в день.

ВНЕОЧЕРЕДНОСТЬ ГОДА связана с созывом съезда Союза театральных деятелей России — впервые за 147 лет его существования. IX по счету, он был посвящен только одному вопросу — перевыборам его председателя. Александр Калягин, избранный на этот пост в 1996 году, 27 лет имел от коллег полный кредит доверия и сохранил старейший Союз, не в пример другим творческим объединениям, в приличном состоянии: недвижимость, развитие театрального дела, и не одно поколение артистов, работников театра вспомнит период Калягина с благодарностью. Пост председателя от него принял Владимир Машков, который, облеченный властью, в своем первом выступлении пообещал не ломать, сохранять, развивать.

СЛИВ ГОДА. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова, захвативший умы соотечественников, стал жертвой недоброжелателей и обвинений в романтизации насилия. Однако номер не прошел, Роскомнадзор «Пацанов» защитил. Финальные эпизоды слили в Сеть в черновом виде, так что пришлось переснимать заключительную серию. Многие так и не поняли, что это было. Злой умысел, цензурные придирки, из-за которых пришлось делать всех устроивший новый вариант. А главное — хорошую мину при плохой игре, доказывая, что никакого давления на постановщиков не было. Также не исключили, что это был ловкий пиар-ход рекламной кампании.

Фото: Мария Москвичева

ИНТЕЛЛЕКТ ГОДА — искусственный. Новые технологии, особенно нейросети, стали доступнее, и каждый без подготовки может сгенерировать что угодно. Художник Артём Филатов с помощью ИИ запустил проект по созданию «живых» пейзажей, где на глазах зрителя растут цветы и метет снег. А стрит-артист Миша Мост удивил проектом ARTOMATIKA: три дня на стенах вместо него рисовала роборука, а снятый на видео процесс тут же преобразовывался в NFT. Ни одна ярмарка, ни один большой арт-смотр не обошлись без цифровых технологий. И все же ИИ пока далек от совершенства и не может заменить человека. Показательны два случая: первый — с атрибуцией картины «Тондо Де Бреси», которую ИИ безоговорочно приписал кисти Рафаэля. Однако в итоге независимые эксперты (люди) пришли к выводу, что это ошибка — картина написана в ХIХ веке. Второй прецедент — отказ американского суда признать алгоритм соавтором его создателя Стивена Талера. И все же вопрос уже поставлен ребром: робот-художник AI-DA еще в прошлом году просила британский парламент уравнять человека и машину в вопросе авторского права. Правда, по ходу дела зависла, и ее пришлось перезагрузить.

КАДРЫ ГОДА сменили во всех главных музеях страны: место Зельфиры Трегуловой в Третьяковке заняла чиновница Елена Проничева, кресло Марины Лошак в Пушкинском музее — Елизавета Лихачева, ранее возглавлявшая Музей архитектуры, а должность гендиректора Русского музея, который с 1988 года возглавлял Владимир Гусев, — чиновница из Минкульта Алла Манилова, назначение которой происходило на фоне следствия над ее в недавнем прошлом помощницей Ольгой Яриловой, обвиненной в хищениях и злоупотреблении полномочий. Из всех назначенцев только Елизавета Лихачева имеет искусствоведческое образование, что положительно сказывается на качестве музейной политики. Изменения не коснулись только Эрмитажа: Михаил Пиотровский сделал все, чтобы сохранить директорское кресло, и подготовил почву, чтобы в 2025 году, когда закончится его контракт, передать музей выбранному им преемнику.

ГЕРОИЗМ ГОДА проявили московские писатели, добровольно ставшие участниками СВО: поэт и критик Алексей Шорохов и поэт Алексей Полубота. На самом деле, за этими двумя именами стоят десятки литераторов разной степени известности, для многих из которых сражения начались не сегодня, а лишь продолжились в этом году. Это поэт Дмитрий Филиппов, писатель и художник Кирилл Часовских (в Донбассе — с 2014 года), поэт и драматург Дмитрий Артис (воевал в 2022–2023 годах), поэт Григорий Егоркин, поэт Александр Сигида (младший, ополченец с 2014 года). При этом вечную славу заслужили погибшие на фронте писатель Анатолий Гончар (Анатолий Еременко), поэт и прозаик Николай Попов, писатель и музыкант Денис Семенов и другие сыны своего Отечества.

Забастовка в Голливуде.

Фото: ru.wikipedia.org

ЗАБАСТОВКА ГОДА, сценаристов и актеров Голливуда, парализовала американскую киноиндустрию. Сдвинулись релизы многих картин, некоторые проекты пришлось закрыть. Еженедельные убытки киноотрасли составляли порядка 150 млн долларов. Сценаристы бастовали 148 дней, актеры — 118. В результате сложных переговоров гильдии актеров США с альянсом продюсеров удалось добиться увеличения минимальных гонораров, а также запрета в одностороннем порядке по воле продюсеров полного обнажения актера на экране. Что немаловажно, введен запрет на использование искусственного интеллекта в создании двойников актеров. Впервые за сорок лет увеличились отчисления в пенсионный и страховой фонды в пользу актеров и сценаристов.

КИНООПЕРА ГОДА создана в «Геликон-опере». Это киноверсия оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Впервые за многие годы на большом экране появилась не трансляция репертуарного спектакля театра, и даже не его видеоверсия, а совершенно оригинальная постановка, блистательно синтезирующая возможности театра, музыки и кино. Режиссер Дмитрий Бертман в сотрудничестве с Валерием Спириным создает на экране волшебный мир самой мистической оперы в русской классике. Роскошный особняк княгини Шаховской, превращенный в кинопавильон, стал идеальной декорацией для фильма, в котором таинственность арт-хаусных деталей психоделического триллера сочетается с эффектами блокбастерных кинотехнологий. Безупречное звучание оркестра (дирижер Валерий Кирьянов) и голосов солистов в их идеальном балансе, отдельный трек с шумами, скрипом половиц, звуками шагов, деликатно интегрированный в партитуру. Но самое ценное в том, что Дмитрий Бертман восстановил в «Пиковой даме» историческую справедливость: впервые в знаменитой арии Лизы прозвучала финальная нота, которая изначально была в редакции Петра Ильича, но которую все сопрано, считая для себя ее слишком низкой, при исполнении всегда заменяли на более высокую. Елена Михайленко в партии Лизы навечно зафиксировала эту находку режиссера.

Дмитрий Смилевски и Елизавета Кокорева.

Фото: Дамир Юсупов

РЕКОРД ГОДА поставила труппа Большого театра в скорости продвижения своих артистов по карьерной лестнице. Она пополнилась самыми молодыми в истории театра и балета вообще прима-балериной и премьером — ими стали Дмитрий Смилевски и Елизавета Кокорева, в свои 22 года достигшие высшей ступени балетной иерархии. А в их возрасте даже бог танца Вацлав Нижинский был всего-навсего корифеем Мариинского театра и не достиг даже звания солиста. Правда, Рудольф Нуреев в 22 года стал солистом, но звание премьера превосходит звание простого солиста на несколько позиций, и до такого рекорда даже ему было далеко. Собственные творческие вечера самых молодых в истории примы и премьера (у нее — на новой сцене МХТ им. Чехова, у него — в Бахрушинском музее) — достойный для них финал 2023 года.

ПРОКАТКИ ГОДА не получили или потеряли несколько отечественных картин. Прокатного удостоверения лишился самый кассовый якутский фильм «Айта» Степана Бурнашева, в котором, как показалось чиновникам, обидели русского человека. Под раздачу попала и «Сказка» Александра Сокурова. Фильм о загробной жизни диктаторов XX века прошел во многих странах, а в России его показ был отменен: сначала на фестивале в Москве, а затем картине вообще отказали в выдаче прокатного удостоверения. После резкого выступления знаменитого режиссера ему приписали слова о завершении карьеры. Стараниями Ксении Собчак «Сказка» вышла на ее YouTube-канале с последующим обсуждением, тем самым создав прецедент альтернативного «закрытого показа». «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова проверяли на предмет пропаганды азартных игр и выдали прокатное удостоверение только на время участия в фестивале «Зимний». Эксперты  ничего  опасного в картине не нашли, после чего чиновникам пришлось  отказаться от первоначального решения. Без объяснения причин не выдали  прокатное удостоверение и «Брату-3». Очевидно, за то, что снят он не Балабановым.

КОМПРОМИС ГОДА наблюдался во время подведения итогов «Большой книги», которая после «перетасовки» совета экспертов остается ведущей премией страны в области прозы. Во всяком случае, решение по победителю, которое приняло жюри в составе 104 человек, устроило всех. Без призового места «академики» оставили как писателя либерального толка, открыто против России не высказывающегося, но держащего «фигу в кармане», так и известного радикальными призывами, в том числе в области культурной политики, Захара Прилепина за объемистый том о Михаиле Шолохове. Победитель «БК»-2023 Евгений Водолазкин — фигура нейтральная, в политических «разборках» ни разу не замеченная. Вместо этого он занимается литературой, и только ею, не будучи ни «профессиональным оппозиционером», ни «профессиональным патриотом».

Источник: mk.ru

Похожие записи