ПОСЛЕДНЕЕ
Создатель жанра русского исторического детектива Валентин Лавров отмечает день рождения

Создатель жанра русского исторического детектива Валентин Лавров отмечает день рождения

«От гонораров я везде отказывался – и на радио, и в газете»

Обычно поводом для обстоятельных интервью с писателями в «МК» является юбилей, но для давнего друга редакции, публиковавшего на наших страницах свои произведения с 1990 по 1998 год, мы решили сделать исключение. «После восьмидесяти лет каждый день рождения – юбилей», — шутит Валентин Викторович Лавров. Сегодня этому энергичному и жизнерадостному человеку исполнилось 87 лет.

Фото: ruwikipedia

Валентин Лавров для отечественной журналистики и литературы – фигура уникальная. Сын легендарного нападающего «Локомотива» Виктора Лаврова за десятилетия творческой активности написал десятки книг, а вместе с многочисленными переизданиями – свыше ста. При этом он сам преуспел в спорте и тысячу раз напечатался в советской прессе, а на закате перестройки открыл для нашего читателя целую Вселенную произведений авторов русского Зарубежья.

— Валентин Викторович, сейчас момент для страны сложный, многие коллеги по писательскому цеху отказываются от масштабных празднований в свою честь. А какие у вас планы на 2 мая?

— Мы соберемся в месте общественного питания, где последние лет двадцать-тридцать встречаемся. Человек двенадцать будет: приедет Лев Новоженов, мы с ними по рюмашечке пропустим. Но, к сожалению, многие заболели. Один знаменитый доктор руку сломал только что. У издателя – грипп. Да и потери большие. Валя Толкунова, которая была другом и гостем, крестной материю двух моих детей, умерла, это еще до коронавируса было. Лени Куравлева, близкого друга, тоже не стало. И еще нескольких человек. Но жизнь продолжается. Надо творить, работать.

— Вам удается проводить «ни дня без строчки»?

— У меня в последний год две книжки вышло. Одна – это был мой долг, она написана про отца и называется «Его судьба – «Локомотив». А вторая – автобиографическая – «Царство безумных», о событиях, которые разворачивались в Москве шестьдесят лет назад.

— 100 книг – цифра действительно ошарашивающая!

— У меня практически все произведения, которые пользовались успехом у нашего народа, «Кровавая плаха», «Блуд на крови», «Катастрофа» перевыпускались десятки раз. А по количеству наименований – примерно 25 получается. Причем каждую книгу оформляла Наталья Леонова – она, на мой взгляд, лучший художник-график в наши дни.

— С чего начинался ваш путь в журналистику?

— Это было в довоенные времена, я тогда еще учился в школе. В конце марта футбольный клуб папы выезжал на юг готовится к сезону, который начинался 2 мая. Отец присылал письма, а я печатными буквами что-то писал ему в ответ. Он был в восторге и говорил: «Ну, все, еще один борзописец подрастает». Эти письма у меня сохранились.

А что касается публикаций, то я окончил школу в 1954 году и начал печатать фельетоны. Некоторые явления нашей жизни меня возмущали. Например, одно время невозможно было газированной воды купить летом в жару. То, что писал, газетам нравилось, в частности, «Вечерке».

А потом я получил великолепную журналистскую практику в газете «Труд» в отделе спорта, которым заведовал Юрий Ильич Ваньят. Он меня посылал в командировки, потому что сам был в возрасте, а его помощник не любил служебные поездки. А я везде рад был побывать, старался выбирать предприятия, где, как мне говорили в министерстве, спорт был поставлен на высоком уровне. Но, приезжая на место, я убеждался, что все это, за редчайшими исключениями, было дутое. Нормативы ГТО умудрялись сдавать там, где не было бассейна, хотя, чтобы получить значок, требовалось проплыть метров 50 или 100. А рабочие говорили: сдача нормативов ограничивалась тем, что их зимой вывозили на лыжную прогулку. Я об этом рассказывал в статьях, из отдела печати ЦК КПСС звонили главному редактору Александру Субботину и хвалили меня. А потом был «Советский спорт» и «Сельская жизнь», где мне даже предлагали возглавить отдел спорта.

Валентин Лавров, 1991 год

Фото: Геннадий Черкасов

— А как сложилась ваша дружба с «Московским Комсомольцем»? Свои произведения вы доверили газетным полосам, как делали это Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс. Так какой формат для пишущего предпочтительнее: газетная полоса или книжная страница?

— Конечно, книжный формат мне нравится больше, хотя у газет тираж громадный. В «МК» каждый четверг на протяжении 8 лет выходил мой очередной рассказ. Многие специалисты, кстати, называли меня создателем нового жанра – русский исторический детектив.

И одновременно с этим 12 лет радио «Говорит Москва» четыре раза в неделю давало в эфир инсценировки по моим рассказам. От гонораров я везде отказывался – и на радио, и в газете. И потом меня перепечатывали журналы, и я тоже за это не брал ни копейки, потому что книги приносили очень высокий доход.

— А можно по поводу нового жанра подробнее?

— Тогда «МК» печатал отрывки из моей книги об Иване Бунине и русской эмиграции. Я приехал вычитать материал, а когда уходил, встретил Новоженова. И он попросил что-нибудь написать о преступлениях прошлого. Мне эта идея понравилась, я много лет работал в архивах, собрал огромную библиотеку старинных редких изданий. И через день я принес «Двойное убийство в доме градоначальника». Его опубликовали в ближайший четверг. А потом случилось что-то невероятное – в редакцию стали приходить мешки писем от читателей.

— Антологию «Литература русского зарубежья» вы составляли практически в одиночку – как вам удалось проделать такую работу?

— Этот проект мне довольно легко дался. Дело в том, что я как раз писал «Катастрофу», роман о беде, которая случилась с Россией в конце Первой мировой войны.

Я всегда подчеркиваю, что не от хорошей жизни сотни тысяч людей бежали из страны. Говорят, что это была буржуазия – но нет, это всякие люди были: и крестьяне, и работяги, особенно у кого хорошие были руки. Бросали дома и покидали замечательную – до 1917 года – Российскую империю. И поскольку у меня было много материала на эту тему, когда попросили собрать 6 томов лучших произведений, я сразу построил план и по хронологии все это сделал. Это был первый и единственный опыт подобной Антологии, насколько я знаю.

— А какую роль в проекте сыграл Анатолий Афанасьев?

— Анатолий Леонидович заведовал отделом «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия», а потом стал помощником президента Ельцина. Именно он дал команду «фас», попросив составить многотомник. Я с удовольствием за это взялся, так как знал всех авторов, которых печатал, знал их лучшие произведения. Материал был громадный – неподготовленному человеку справиться с этой задачей было невозможно.

— Какую книгу из вышедших из под вашего пера вы считаете главной?

— Все они серьезные, я всегда базировался на фактическом материале. Но ключевой считаю все же книгу «Эшафот и деньги, или Ошибка Азефа», она о том, как в Российской империи зарождался террор, как хорошие и добрые люди вдруг становились убийцами. Эта книга самая объемистая и самая интересная. Ну, и «Катастрофа» тоже очень хорошая.

Редакция «МК» присоединятся к приветствиям в адрес своего многолетнего автора.

Источник: mk.ru

Похожие записи