В Москве назвали лауреатов премии книг о театре

В Москве назвали лауреатов премии книг о театре

Великолепная семёрка

Минувшую пятницу можно смело назвать премиальной. В то время, как в первом павильоне Мосфильма кинематографисты раздавали своего «Золотого орла», в Козицком переулке в  особняке 1777 года постройки, где много лет располагается Институт искусствознания, театралы вручали «Театральный роман». Эта премия, которая замечает и отмечает книги о  театре, стала  десятой.

Фото: Михаил Брацило

Именно десять  лет назад эта премия родилась  как ответ  на то, что театральная книга стала уходить на второй план,  что означало одно  — следующим поколениям, интересующимся историей театра, достанется плоское осмысление его бытия и быта. А между тем, у нас есть  сильные авторы — театроведы, балетоведы, критики, журналисты, которые пишут историю сегодня, анализируя  процесс,  исследуют прошлое, разыскивая в архивах уникальные свидетельства. Вот их труды и поддерживает «Театральный роман». 

Надо сказать, что в этом году эксперты и жюри под председательством Константина Райкина  оценили более ста книг-претендентов на  «Театральный роман», а в финалисты вышло всего семь изданий, которые  и  названы лауреатами без разделения на первое, второе, третье и прочее  место. 

Это «Война и мир» Римаса Туминаса. Рождение спектакля» — уникальный документ, сохранивший для нас процесс работы режиссера над его последним спектаклем в театре Вахтангова. Я помню этот сложный и тяжелый выпуск, который в силу обстоятельств каждый день  висел на волоске. А  был год 100 летия театра, и постановка эпопеи Льва Толстого посвящалась именно этой даёт.  Благодаря редактору книги Елене Дунаевой  мы теперь можем проследить за каждым моментом создания театрального шедевра, изучать его по репетициям. 

Захватывающее чтение возникает от двухтомника «Письма в Художественный театр. 1898-1928» (редакторы Инна Соловьева, Ольга Абрамова, Ольга Егошина).

Я утонул в этих двух томах и с наслаждением продолжаю тонуть, читая письма, написанные за тридцать лет разными людьми в Художественный театр, — признался Константин Райкин. — Потому что это чтение рождает массу мыслей о предназначении театра, искусства. И самое главное эти письма —  обратная связь нас  со зрителями. 

Письма в самом деле невероятные — от благодарных, с низким поклоном в пояс (юная ленинградская студентка приглашает Константина Станиславского в гости и торопит, потому что если он летом не приедет, у нее начнётся сессия) до жёстких критических (в «Ревизоре» хороши и декорации, и костюмы, и только одна паршивая овца, которая все портит — Михаил Чехов в роли Хлестакова). Составители двухтомника проделали титаническую работу не только по обработке посланий в МХТ,  но и восстановили, насколько это возможно,  судьбы их авторов, и эти судьбы, как отметила Ольга Егошина, особым светом (комическим, но чаще драматическим и даже трагическим) подсветили эти письма. «И письма и судьбы в нашей книге оказались объединены одним — любовью к театру», — подчеркнула Егошина. 

Фото: Михаил Брацило

Собственно так можно сказать и о других книгах-лауреатах этого года — они написаны любовью. И «Театрократия. Екатерина II и опера» (автор-составитель Анна Корндорф), и  исследование  Лианы Гийом « Я, Тамара Карсавина. Жизнь и судьба звезды русского балета». И полная драматизма «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына – будущего режиссера» (составление и послесловие Надежды Мордвиновой). 

Церемония награждения проходила красиво, по театральному: звучала классическая музыка, оперные арии. Эксперты и члены жюри (Марина Тимашева, Марина Токарева, Дмитрий Родионов, Дмитрий Трубочкин, Галина Тюнина) ярко представляли лауреатов. «В СССР литература по театру издавалась большими тиражами. Вот недавно я открыл советский сборник пьес Еврипида — тираж  25 тысяч экземпляров, — сказал Дмитрий Родионов, учредитель премии и главред журнала «Сцена», — то теперь 1000 экземпляров для автора — счастье». Но среди лауреатов «Театрального романа» этого года есть рекордсмен — Николай Цискаридзе, чья книга «Мой театр. По страницам дневника» попал в топ изданий по стране и дошёл чуть ли не до 80 тысяч. Автор идеи и литературного текста Ирина Дешкова помнит как артист в хореографическом классе сидел на первой парте, «а ноги у него были длинные, он не помещался,  и когда я рассказывала что-то он один все время спрашивал: «Это так и было? И это правда?». И что Николай, который не смог присутствовать на церемонии, потому что в этот вечер танцевал «Тщетную предосторожность» в Михайловском театре, страстный  собиратель  всего,  что касается балета: хранит записки, все  бумажки, автографы, письма. 

Я вспоминаю, как в 1995-ом году ко мне в Большом театре подошёл Коля и попросил подписать для него книгу, которая у меня тогда только вышла. «А что писать то тебе?», — спрашиваю. «Вот вы про всех там написали, а про меня —  нет» — «Знаешь, Коля», придёт время, я и о тебе напишу», — пообещала я и дату поставила на книге — 1995 год.  И вот прошло время,  и уже  ни я одна, а мы вместе с ним  написали более тысячи страниц.   Директора редко пишут книги — за многолетнюю историю отечественного театра их раз-два и обчелся. За директорский корпус вступился Кирилл Крок  — его книга «Театр надо любить, причём вопреки» также получила премию «Театральный роман». Кроме того, что это честный рассказ о себе, своём пути от монтировщика сцены до директора крупнейшего академического театра, это ещё и умное пособие для тех, кто решил связать свою жизнь с театром, взвалить на свои плечи не красивую художественную  его сторону, а обеспечивать ее реализацию, порой нервами, кровью. Кто готов пройти путь от маленького администратора до лидера отечественного театрального менеджмента, коим и является сегодня Кирилл Крок. Ну а мне особенно приятно, что я выступила редактором этой книги. 

Источник: mk.ru

Похожие записи