В Москву привезли курдское кино, снятое в разных странах

В Москву привезли курдское кино, снятое в разных странах

Режиссер из Ирана играет на 800-летнем танбуре, другой преподает словесность в Турции

В Москве в третий раз проходит Курдский кинофестиваль. В этом году он посвящен Восточному (Иранскому) Курдистану. А открыла его картина «Время пьяных лошадей» Бахмана Гобади, снятая в 2000 году и отмеченная на Каннском кинофестивале  «Золотой камерой» за дебют и призом ФИПРЕССИ. Завершится фестиваль мировой премьерой  «5 килограммов грецких орехов» а Бехруза Гобади – родного брата Бахмана.  

Режиссер из Ирана играет на 800-летнем танбуре, другой преподает словесность в Турции

Кадр из фильма «Традиционная курдская кухня». Пресс-служба фестиваля

Названия других фильмов, снятых курдскими режиссерами, тоже необычные – «Я вырастил для тебя гранаты», «Жизнь снежинки» (снята в зимнем турецком Трабзоне), «Виноградная ярость»… Среди короткометражек есть даже «Русская водка».

Приехала представительная делегация курдских кинематографистов, живущих в разных частях исторического Курдистана, входящего в состав Ирака, Ирана, Турции и Сирии. На фестивале не раз звучали слова о том, что курды –  народ без единого государства. Конкурсные фильмы созданы в Ираке, Иране, Турции, Германии, Швеции, Сирии, Испании.  

Среди гостей — известный музыкант в 23 поколении, композитор  и режиссер документального фильма «Танбур» Фарид Эльхами. На церемонии открытия он выступил вместе с сыном Саидом Имами, сыграв на музыкальных инструментах танбуре  и дафе.  В семье Фарида хранится танбур, которому 800 лет. Он  передается из поколения в поколение. 

Фарид Эльхами и Саид Имами играют на танбуре и дафе. Пресс-служба фестиваля

На протяжении 15 лет Фарид изучал историю инструмента,  написал  три книги  о танбуре, прежде чем появился его фильм. На экране мы видим его встречи с музыкантами, мастерами по изготовлению танбура. Песням, которые исполняет он сам, а когда-то его предки, – по 700-800 лет. Первая модель танбура появилась чуть ли не пять тысяч лет назад.  На показ пришли представители Московской консерватории, где изучают иранскую классическую музыку и знакомы с возможностями уникального инструмента. К ним, как выяснилось,  приезжали  знаменитые курдские исполнители, мастера, хранящие в  секрете особенности изготовления танбура.  

Игровую картину «Дыра в стене» представил Билал Коркут — уроженец юго-восточной Турции, выпускника Стамбульского университета, режиссер театра и кино, а также учитель словесности в средней школе (как еще недавно якутский режиссер Дмитрий Давыдов). Его фильм  напомнил нашу картину  «О чем говорят мужчины». Действие происходит в  одной комнате, где располагается бар с дырой в стене. Минимализм абсолютный: холодильник с напитками, стол, за которым собрались местные мужчины и один американец-курдолог, изучающий культуру этого народа. Они обсуждают текущую повестку,  говорят о поэзии, женщинах, читают стихи и мечтают о переменах в жизни.  

Кадр из фильма «Дыра в стене». Пресс-служба фестиваля

Кино снимают не только курдские мужчины, но и женщины. Документальный фильм «Традиционная курдская кухня» Асмар Расул Алие  знакомит с кулинарным искусством региона, а попутно с  традиционным искусством и историческими памятниками, насчитывающими тысячелетия. 

Перед одним из показов курдская делегация почтила минутой молчания представителей своего народа, погибших  в военных конфликтах. Зрителям представили короткометражку  «Следы муравьев» Умита Гюча  о палаточном лагере, где живут не только местные крестьяне, но и беженцы, вызывающие их раздражение. Только исчезновение детей, их совместные поиски способны погасить вражду. «Кровавая вода» уроженца Тегерана Моджтабы Гасеми — о застрявших в болоте женщинах, спасающихся от войны и насилия.  В каких бы ужасающих условиях не находились герои, снято это  красиво и   иногда напоминает полотна мастеров. 

Возглавили делегацию исполняющий обязанности представителя регионального правительства Иракского Курдистана Данар Мустафа и министр культуры и молодежи правительства региона Курдистан-Ирак Мохаммед Саид Али. Они посетили показы и говорили о том, что благодаря кино мир знакомится не только с обычаями и традициями их народа, но с его болью и страданиями. 

На фестивале работают три жюри. То, что оценивает игровые фильмы, состоит из российских кинематографистов – режиссера Дмитрия Киселева, актрисы Юлии Хлыниной и продюсера Екатерины Филипповой.  Короткий метр и документальное кино оценят курдские кинематографисты из разных стран. Так, в жюри  документального конкурса вошли: актер, режиссер и продюсер Дэнни Дарел (отличный актер, снимался в фильме «Дыра в стене»), режиссер и продюсер Хави Ибрагим. А председательствует  иранский режиссер Шилан Саади. В два жюри короткометражного конкурса – игрового и документального- вошли: актер, режиссер, писатель и журналист из Дохука (Иракский Курдистан) Ибрагим Селман,  иранский режиссер, писатель и кинокритик Амир Голами, иракская актриса Чрика Мохаммад Али, режиссер и сценарист Кейван Фахими, немецкий режиссер и продюсер Несрин Абдин, родившаяся в Дамаске,  режиссер и сценарист Ребер Доски из Дохука.

В Галерее современного искусства «Триптих» в эти дни работает выставка «Курды: традиции и современность», где представлено актуальное курдское искусство, работы уже известных и молодых художников курдского происхождения. 

Источник: mk.ru

Похожие записи