В музее дяди Пушкина открыли удивившую немасштабностью выставку о родовом имении поэта

В музее дяди Пушкина открыли удивившую немасштабностью выставку о родовом имении поэта

Продукт натуральный, болдиносодержащий

Выставочную деятельность Государственного музея А. С. Пушкина «МК» особенно внимательно отслеживает последние несколько лет. Особенно «урожайным» на инфоповоды стал 2024 год, когда в честь 225-летия поэта в историческом особняке на Пречистенке открыли проект, который, по оценке ряда экспертов, сопоставим с Пушкинскими выставками 1937 и 1949 годов (надо ли пояснять, что в сталинском СССР отмечали юбилеи Александра Сергеевича с невиданным размахом). Между тем в поле нашего зрения попадают и выставки, что называется, антимасштабные, как, например, «Удрать в Болдино…», представленная в Доме-музее В. Л. Пушкина. С репортажем из особняка на Старой Басманной — наш корреспондент.

Продукт натуральный, болдиносодержащий

Фото: Иван Волосюк

Писательских локаций в Москве так много, что, прожив в столице хотя бы два года, ты перестаешь подходить к каждой табличке с дрожью в руках, а прочитываешь их на ходу, бегло, примерно так: «Здесь в таком-то году что-то там делал такой-то классик».

Фото: Иван Волосюк

В 1826–1830 годах Пушкин часто гостил в доме своего дяди Василия Львовича — об этом узнаешь в первую очередь, подойдя к одноэтажному старинному зданию, расположенному в километре от метро «Бауманская». Я останавливаюсь на таких подробностях, потому что по пути сам собой сложился интересный маршрут — идем мимо Богоявленского собора в Елохове, где узнаем из еще одной таблички, что в 1799 году здесь, в тогда еще храме Богоявления Господня, крестили Пушкина-младенца. Заглядываем ненадолго в собор, потому что там хранится известный список Казанской иконы Божией матери, образ которой был в семье Пушкиных. И только потом добираемся до Дома-музея В.Л.Пушкина, где воссозданы интерьеры позапрошлого века и, кажется, витает дух старинного московского гостеприимства.

Фото: Иван Волосюк

Выставка «Удрать в Болдино…» ко всему этому должна стать дополнением, но ради нее отдельно ехать в исторические места, примыкающие к Немецкой слободе, может быть, и не стоит.

Фото: Иван Волосюк

Пусть организаторы простят мне мой прагматизм, но все, что увидят посетители, — это несколько десятков старинных литографий и прочих иллюстраций плюс одна витрина с книгами. Наши литературные музеи — и в первую очередь ГМИРЛи, московские музеи Льва Толстого, Марины Цветаевой, Михаила Булгакова публику «избаловали»: ей теперь хочется эффектной подачи, иммерсивности и прочих ухищрений и постоянного роста ценности экспонатов. И Госмузей Пушкина, кстати, в этой гонке активно участвует — показали же недавно брачные венцы Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой, драгоценности, принадлежавшие супруге, подлинную бесценную антикварную мебель из Михайловского… Боюсь, после всего этого «просто картинки» уже «не качают».

Фото: Иван Волосюк

«Сегодняшние посетители Болдина видят не совсем ту усадьбу, которую видел поэт: дом был меньше и не имел мезонина; усадебные постройки воссозданы… не сохранились крестьянские избы», — говорят музейщики. Но из каких фрагментов они собирают пазл «настоящего Болдина»? Вот картина Константина Юона «Пушкин на коне» 1949 года. Пушкин, белый конь, деревья и местность, едва ли поддающиеся точной атрибуции… Или рассмотрим с пристрастием работы Бориса Берендгофа: «Болдино. Вечер» и «Болдино. Октябрьский снег». Обе они созданы в 1957 году. Крестьянские избы. Пустующий участок земли. Деревья в желтом, на заднем плане — холмы. Нарисовать это все можно было, не выезжая на место, как ни крути, это «продукт болдиносодержащий», а не аутентичные полотна, созданные современниками Пушкина или хотя бы живописцами XIX века.

Фото: Иван Волосюк

Гораздо достовернее канувшую в Лету эпоху передают литографии и акварели первой половины XIX века: «Русские качели», «Играющие крестьянские дети», «Русский плуг», «У проруби», «Русский кабак», но они рассказывают о крестьянской жизни вообще, а не конкретно об участке Нижегородской губернии, по которой ступала нога великого поэта. Литография с картины Александра Орловского «Сенной рынок» изображает вообще Санкт-Петербург. А если в названии четко указано «Болдино» — это обязательно живописный «новодел»: 1966-й, 1967-й, 1977 год, хотя восстанавливать усадьбу начали в постсоветский период, и стоит ли спорить сейчас о том, стала ли реконструкция приближением к «оригиналу» или отдалением от него. Но главное — это чей-то взгляд на места, которые каждый из нас прямо сейчас может увидеть, совершив не такое сложное путешествие, как кажется.

Фото: Иван Волосюк

Или хотя бы вообразить — в силу магических свойств поэзии: рощи, опальный домик, озеро, по берегам которого рассеяны деревни, за которыми

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко…

Получается, что самое важное на болдинской выставке — это прижизненные издания произведений, написанных Пушкиным в Болдине: речь о маленькой трагедии «Скупой рыцарь», поэме «Домик в Коломне», восьмой главе «Евгения Онегина», «Повестях Белкина», «Сказке о золотом петушке» и так далее.

Источник: mk.ru

Похожие записи