На анимационный фестиваль в Суздаль приехали владыка и монахини из Грузии

На анимационный фестиваль в Суздаль приехали владыка и монахини из Грузии

В день открытия показали коллекцию деревянных механических кукол 1905 года

В Суздале начал работу 29-й Открытый российский анимационный фестиваль – главный профессиональный киносмотр мультипликаторов страны. На нем традиционно представляют лучшие фильмы, снятые за последний год. Помимо режиссеров и художников, в состав жюри вошел приехавший из Грузии  владыка Николай, организовавший высоко в горах детскую анимационную студию.

Матушки Мариамна и Эсфирь приехали из Грузии

Фото: Светлана Хохрякова

Фестиваль в этом году взял курс на молодых  и фактически стал киносмотром  студентов. Десятки вгиковцев и представителей других киношкол самостоятельно приехали в Суздаль,  заполнив поезда и автобусы. Неважно, что у них нет аккредитации и их фильмы пока не участвуют в конкурсе.  Все в будущем. Важно, провести несколько дней в профессиональной среде, посмотреть, чем живет анимация. 

В былые времена стихийный студенческий десант располагался в прямо холле туркомплекса, где проходит фестиваль, ночуя на диванах (никто их не прогонял). Теперь ребята находят ночлег самостоятельно в городе, но холл все равно основательно заполняют,  так что за несколько минут до церемонии открытия организаторы слегка запаниковали. Вдруг  не всем официальным участникам хватит места в зале.  

В день открытия показали, правда, только на экране, коллекцию деревянных механических кукол, изготовленную в 1905 году уральским крестьянином Алексеем Морозовым. Она состоит из 49 фигур из бука, ясеня, ольхи и вишни. У каждой —  деревянный механизм, приводящий человечка в движение. Мастер называл свои творения ожившим деревом  и показывал на ярмарках. Его куклы орудуют  молотками,  пилами, рубанками, запускают станки, ткут, метут, шьют сапоги, едят за большим столом. А хранятся они в музее театра кукол им.  Валентины Леонтьевой в Ульяновске, куда в конце жизни переехал Морозов. Зал замер,  увидев его чудо. 

Не только студенты из 19 киношкол наступают на пятки мастерам.  Им самим наступает юная поросль, участвующая в программе «Утренняя зарядка». С нее  начинается каждый фестивальный день. Если раньше эта программа не была обязательной к просмотру, то теперь можно настоятельно рекомендовать ее посетить самым искушенным профессионалам.  У детей нет  внутренней цензуры, а внешняя на них не распространяется. Они не только в своих фантазиях свободны, как птицы, но  удивляют взрослым видением мира. 

В «Утренней зарядке» заявлено 106 детских мультстудий из 54 городов и поселков страны. Дети экранизируют якутский эпос, Толстого и современных поэтов. Они снимают про черно-белый телевизор, который никто не хочет  смотреть, пока в него не залетит радуга, про сбежавшего от живодера котенка. В фильме  «Привет, Юрий, я Юрий» остроумно рассказано про Гагарина и Юрия  Долгорукого, про самого автора с тем же именем и про мнимых шпионов. Шестилетние  и даже четырехлетние дети сняли мультфильм про петуха Батю Васильевича, который отправил  лису к окулисту. Когда она надела очки, то тут же подобрела  и больше не преследовала кур, связала им по свитеру, а они ей пирогов напекли. Дети понимают, как важно быть добрым.  

В жюри профессионального конкурса вошел владыка и митрополит Ахалкалакский Николай. Он приехал из Грузии вместе с двумя монахинями. А познакомиться с ним довелось летом в Москве на прощании с режиссером  Сергеем Серегиным, придумавшим суздальскую «Утреннюю зарядку». Он  умер при  странных обстоятельствах после поездки в Грузию, где снимал кино. Московские врачи так и не смогли установить точную причину его ранней смерти.  

Кадр из детского фильма «Радость». Пресс-служба фестиваля

Владыка Николай организовал в Грузии анимационную студию для детей, благодаря Сергею Серегину, с которым дружил. «Мы живем в  высокогорной местности Алхалкалаки на уровне 1700 метров. Это южная часть Грузии, на границе с Арменией и Турцией. Когда Сергей к нам приехал, мы попросили его сделать с нашими детьми  фильм, — рассказал «МК» отец Николай. —  Наши матушки уже были с ним знакомы. Сергей  пригласил их в Новосибирск на свой фестиваль «Жар-птица». Они побывали там, а  вернувшись, организовали у нас студию «Ключи от времени». У Сергея есть фильм с таким названием. У нас  занимаются дети разного возраста. Самому маленькому три года. После первой презентации ребят приходит все больше.  Вы поговорите с нашими матушками. Они вам все расскажут».

Знакомимся с руководителем студии – матушкой Мариамной и педагогом — матушкой Эсфирь.

«Сергей приехал к нам снимать фильм про владыку, — рассказывает матушка Мариамна. — У нас есть маленькая «черная комната» рядом с его домом и музеем. Там раньше был гараж, который отремонтировали. Там и появилась «черная комната», где дети рисуют люминесцентными красками,  поставили спектакль по грузинским сказкам. Сергей это снимал, а потом рассказал и показал, как создаются  мультфильмы.  Дети под его руководством лепили из пластилина. Мне это тоже  стало интересно. Я тоже проявила интерес, и владыка спросил, хочу ли я этим заниматься. Он  попросил  Сергея кого-то привезти к нам, чтобы провести мастер-класс. А Сергей ответил,  что  надо сделать все наоборот: пусть матушка приедет на фестиваль «Жар-птица» и сама все увидит.   

Когда я ему написала, как мы договаривались, Сергей ответил, что попал в больницу, но обо всем договорился, дал мне контакты новосибирского фестиваля. Я  поинтересовалась,  как он попал в больницу,  но он  мне больше не ответил. Это был его последний месяц. Все пошло от Сергея. Он и сейчас продолжает руководить   нашей студией. 

В нашем высокогорном селении не очень развита культура. Городок провинциальный. Живут в основном армяне, поэтому презентацию студии мы проводили на двух языках — грузинском и армянском. Дети проявляют большой интерес к занятиям. Когда мы уезжали в Суздаль, они очень переживали, что на этой неделе не удастся встретиться, кто-то плакал. Мы уже сделали девять пробных мультфильмов благодаря Сергею. Матушка Эсфирь –  наш педагог. Она очень хорошо рисует и прекрасно  работает с детьми. Мы установили в «черной комнате» станок, пока маленький, где и работаем над мультфильмами».

Источник: mk.ru

Похожие записи