Страшные находки цифровой эпохи: Российские мумии лежат по многу лет в своих квартирах

Страшные находки цифровой эпохи: Российские мумии лежат по многу лет в своих квартирах

Страшные находки цифровой эпохи: Российские мумии лежат по многу лет в своих квартирах

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

На юго-востоке Москвы в квартире было обнаружено мумифицированное тело пожилого человека.

Труп пролежал три года. Новость шокирует, не правда ли? Предположительно, 68-летний пенсионер скончался от коронавирусной инфекции ещё в период пандемии. Но соседи забили тревогу только недавно.

Вдаваться в подробности этой дикой истории не будем. Хотя она является жирным мазком на картине, иллюстрирующей современные нам реалии. Не поддерживать отношения с близкими родственниками (особенно если у них характер — не сахар) — почти повсеместная норма. Не общаться с соседями — то же самое. Если они — люди пожилые и могут нуждаться в помощи — тем более. Лишняя морока никому не нужна. Так что самое страшное в случае, с которого мы начали, то, что он — не единичный.

В Пермском крае, в городе Лысьва в квартире дома, предназначенного «под расселение», было случайно обнаружено мумифицированное тело пожилого мужчины.

Оно пролежало там примерно пять лет. Этот вывод был сделан на основании того, что в кармане умершего обнаружились квитанции на оплату услуг ЖКХ за 2017 год. Труп был обнаружен в апреле этого года.

А в январе мумифицированное тело 76-летнего мужчины нашли на полу ванной в квартире многоэтажного дома. Трагедия случилась в Приморье, в Артёме.

Известно, что умерший перестал платить за коммуналку в 2017 году. Возможно, он погиб именно тогда. Более точно время смерти установить не удалось. Тело обнаружил сын покойного. Они не общались в течение пяти лет.

Были и другие аналогичные случаи. Говорить про человеческое равнодушие — это всё равно, что толочь воду в ступе, ничего не изменится. Но напрашивается вопрос: как мёртвые могли считаться живыми в эпоху цифровизации всего, чего можно?

Ладно, 2017-й по меркам цифрового сообщества — это стародавние времена. Да и Пермский край с Приморьем — не ближний свет. Но в Москве «цифра» царствует уже давно. По социальной карте москвича — проезд и скидки в магазинах, запись в поликлиниках и медкарты — в электронном виде. С оплатой коммунальных услуг — тоже самое. Сейчас в столице жильцам электричество отключают после двух месяцев неуплаты. А тут три года платежей не поступало. И пенсию человек не снимал, и социальной картой не пользовался. Неужели нигде, ни в одной системе не загорелась «тревожная лампочка»?

Руслан Юсуфов — признанный эксперт в области будущего, технологий и инноваций, полагает, что цифровизация ещё не зашла так далеко, чтобы предотвращать подобные ситуации.

— К «цифре» нельзя относиться как к способу решить любую проблему, это не волшебная таблетка. Она даёт нам источники информации, она даёт нам модели для принятия решений. Позволяет сделать что-то оперативно. Например, если пробка образовалась, поменять красный сигнал светофора на зелёный. Но, по большому счёту, «цифра регулирует» уже существующие процессы или процессы, которые создаются с учётом новых возможностей.

Чисто теоретически возможен мониторинг и тревожный сигнал, который поступит, если человек перестанет осуществлять платежи, коммуницировать. Тогда с ним надо будет связаться, позвонить, узнать, всё ли в порядке, может, ногами к нему сходить, особенно, если он в силу состояния своего здоровья или возраста находится в группе риска. Есть ведь работники социальной службы, участковые. Но, скорее всего, ещё нет подобного процесса, который бы сигнализировал о подобных ситуациях. или же я о них не знаю.

В любом случае, о таких процессах надо подумать. потому что тот цифровой след, который мы оставляем, действительно, даёт немало информации для анализа. Кроме того, многие уже имеют приспособления из мира интернет-вещей, снимающих кардиограммы, измеряющих давление. И много чего ещё они умеют делать. Уверен, в ближайшем будущем будут появляться сервисы, и государственные, и частные, которые будут сигнализировать о ещё большем количестве различных жизненных ситуаций. Пока же, применительно трагическому кейсу, в связи с которым мы заговорили о роли «цифры», я не знаю сервисов, которые могли бы предотвратить подобные случаи.

При этом эксперт полагает, что создать подобные сервисы вполне возможно. Существующая сейчас цифровая структура уже позволяет делать определённые паттерны (схема-образ, элементы паттерна повторяются предсказуемо — авт.) поведения. Человек может никогда не обращаться за медицинской помощью просто в силу того, что он на редкость здоров или не доверяет врачам.

Человек может не иметь аккаунта в соцсетях, потому что ему некогда или неохота. Но есть действия, которые он совершает раз за разом. Бывает, конечно, что пожилой человек живёт на полном обеспечении родственников, которые оплачивают коммуналку, покупают ему одежду и продукты, при необходимости отвозят его куда надо на машине. И пенсию он не снимает, потому как нет необходимости в деньгах. Но такое бывает, к сожалению, нечасто. А во всех остальных случаях, когда человек вдруг резко перестаёт совершать все привычные действия — значит, с ним что-то случилось.

Интересное кино получается. Когда надо сопоставить доходы граждан с их расходами, чтобы выявить тех, кто недоплачивает налоги — к услугам ФНС специальный сервис, который фиксирует все траты граждан с банковских карт и мониторит расходы.

Не подумайте, что речь о дорогих покупках, вроде роскошных авто, вилл на Лазурном берегу, сумок «Биркин» и прочих символов роскоши. Фиксируются даже вызовы такси, оплата мобильной связи и доставка пиццы. И если обнаруживается, что человек тратит больше, чем зарабатывает, значит, у него дополнительные источники доходов, которые нужно обложить налогом! А вот если он никаких трат не производит — его как бы и нет в поле зрения государства.

Кстати, «цифра» выгодна не только государству, но и банкам. Они получают не только контроль над финансами своих клиентов, но и большие возможностей для заработка в виде комиссии, платы за обслуживание счёта, кредитных линий. Разумеется, эта информация используется больше для извлечения прибыли, нежели в интересах клиентов.

Выходит, когда гражданина нужно ободрать как липку — в создание подходящих для этого сервисов вкладываются и средства, и человеческие ресурсы. А вот для того, чтобы вычленить из имеющегося объёма данных информацию, указывающую на то, что человека уже нет в живых — на это пока нет ни рук, ни мозгов, ни желания. Да и зачем? Пользы — то государству от покойников нет никакой.

Источник

Похожие записи