После отставки Трасс в британском бюджете нашлась дыра в $70 миллиардов

После отставки Трасс в британском бюджете нашлась дыра в $70 миллиардов

Что оставила после себя ушедшая премьер Великобритании

Звезда Лиз Трасс закатилась, продержавшись на британском политическом небосводе всего полтора месяца. Зато место в истории как самый «скорострельный» премьер-министр Великобритании она себе уже обеспечила. Но что будет со страной после ухода Трасс? В каком состоянии получит экономику Великобритании ее преемник? И кто, в конце концов, станет новым главой правительства Соединенного Королевства?

Фото: Global Look Press

Лиз Трасс ушла (правда, не совсем до конца – пока не появится новый премьер, она будет и.о. главы кабинета министров), оставив за собой шлейф тяжелых проблем.

Прежде всего, это экономический кризис, который – справедливости ради заметим – начался еще до «воцарения» Трасс. Но госпожа премьер-министр сделала все, чтобы и без того тяжелую ситуацию сделать еще хуже.

Обещанная Лиз Трасс экономическая политика с низкими налогами и низким уровнем регулирования оказалась катастрофической в реальном мире на фоне стремительного роста инфляции и слабого роста экономики.

Экономический план Трасс от 23 сентября включал в себя ряд мер по снижению налогов, которые, как опасались инвесторы, Великобритания не могла себе позволить. Это обрушило стоимость национальной валюты и повысило стоимость ипотечных кредитов, причинив новые экономические страдания людям и предприятиям, еще не оправившимся от болезненных последствий пандемии коронавируса.

Негативное восприятие международными инвесторами мини-бюджета от Лиз Трасс привело к резкому падению стоимости фунта стерлингов по отношению к доллару США. Обменный курс достиг рекордно низкого уровня в 1,03 доллара за фунт 26 сентября, через три дня после принятия мини-бюджета.

«Трудно переоценить, какое влияние вступление Трасса на высший пост оказало на британскую политику за такой короткий промежуток времени, – отмечают аналитики американского канала CNN. – Ее радикальные предложения по экономической политике — еще до того, как они были приняты — привели к тому, что фунт упал до самого низкого уровня по отношению к доллару за последние десятилетия».

Порожденный действиями кабинета Трасс разброд вызвал резкий рост государственных облигаций, что негативно сказалось на государственных заимствованиях и, что еще более опасно, на пенсионных фондах британцев. Повышение процентных ставок привело к увеличению выплат по ипотечным кредитам, и кредиторы спешно изъяли свои продукты с рынка, почти мгновенно разрушив надежды потенциальных домовладельцев. Сотни ипотечных продуктов были полностью отозваны кредиторами, а заемщики с плавающими процентными ставками столкнулись с перспективой увеличения выплат по ипотечным кредитам на сотни или тысячи фунтов в месяц.

«Черная дыра» в государственных финансах оценивалась как минимум в 60 миллиардов фунтов стерлингов, а после того, как продвигавшийся Лиз Трасс мини-бюджет увеличил стоимость заимствований и стоимость обслуживания существующего долга, размер этой «дыры» приблизился к 70 млрд фунтов.

Вот еще несколько фактов. Розничные продажи в Великобритании упали в сентябре более резко, чем ожидалось (на 1,4%, тогда как эксперты прогнозировали падение на 0,5%), так как рост цен побудил потребителей сократить расходы, а вдобавок многие магазины прекратили торговлю в день похорон королевы Елизаветы II.

Домохозяйства по всей стране испытывают мощнейшее давление из-за того, что инфляция достигла самого высокого уровня за 40 лет на фоне резкого роста цен на продукты питания.

И это все на фоне того, что одна из самых развитых держав Запада столкнулась с жуткой проблемой: миллионы жителей Великобритании недоедают и вынуждены пропускать приемы пищи из-за разрастания кризиса стоимости жизни в стране. По информации благотворительной организации Food Foundation, почти каждая пятая британская семья с низким доходом испытывала нехватку продовольствия в сентябре – более 18% британских домохозяйств заявили, что сократили количество приемов пищи или вообще отказались от них, а это означает, что в эти дни голодало больше людей, чем в хаотичные первые недели ковидных локдаунов 2020 года.

Согласно данным Food Foundation, в прошлом месяце почти 10 млн взрослых британцев и 4 миллиона детей не имели возможности нормально питаться. Столкнувшись с выбором «обогреться или поесть», многие жители Великобританией часто предпочитают ограничить себя в расходах на продовольствие.

Противники считают, что нанесенный недолгой деятельностью Лиз Трасс ущерб таков, что ей, по-хорошему, следует отказаться от причитающихся по закону выплат как экс-премьеру. Лидер лейбористов Кейр Стармер заявил, что Трасс не должна получать ежегодную выплату в размере 115 тысяч фунтов (на такую пожизненную сумму могут рассчитывать бывшие премьер-министры Великобритании после того, как покинут Даунинг-стрит 10): «Она не заслужила это право. На мой взгляд, она должна отказаться от него».

После объявления об отставке Лиз Трасс британские финансовые рынки вздохнули с облегчением. Однако сумеет ли расколотая правящая партия тори найти ей подходящую замену?

Ожидается, что к концу следующей недели в Великобритании будет новый премьер-министр. Положение ныне таково, что растягивать на несколько месяцев (как это было летом) внутрипартийный конкурс по избранию себе лидера взамен Трасс консерваторы позволить себе не могут.

Но опять-таки будущего премьера выбирает правящая Консервативная партия, а не широкая общественность. И такой вариант приводит в ярость оппозиционную Лейбористскую партию, которая требует проведения всеобщих выборов – на которых, судя по опросам, она имеет хорошие шансы на победу.

Как бы то ни было,на сегодня среди потенциальных претендентов на роль будущего премьера называют нескольких политиков. А чаще всего звучат имена трех вероятных кандидатов.

Это бывший глава казначейства Риши Сунак, проигравший Лиз Трасс в последнем состязании за партийное лидерство. Это лидер Палаты общин Пенни Мордаунт. И очень возможно – бывший премьер Борис Джонсон, свергнутый в июле из-за серии скандалов.

Риши Сунака называют кем-то вроде «пророка», предрекшего падение правительства Лиз Трасс, поскольку сбылись многие прогнозы, сделанные им этим летом в отношении экономического плана бывшей главы Форин-офиса, занявшей на полтора месяца премьерское кресло.

Бывший канцлер казначейства (министр финансов) предупредил, что обещанное Лиз Трасс необоснованное снижение налогов приведет к падению фунта, панике на рынке облигаций и обеспокоенности со стороны Международного валютного фонда.

Плюсом для политика является то, что Риши Сунак имеет опыт борьбы с экономическим кризисом, полученный во время пандемии COVID-19. А его оправдавшиеся прогнозы насчет провала трассовской политики тоже говорят в его пользу. К тому же во время прошлого внутрипартийного конкурса он выступил как весьма популярный среди консерваторов деятель, отставание его в финале от Трасс было весьма незначительным.

Но минусом может стать для Сунака история с его уходом из правительства Бориса Джонсона. Многие сторонники экс-премьера считают, что он нанес удар в спину Джонсона, спровоцировав его отставку.

Главу Палаты общин Пенни Мордонт тоже рассматривают в качестве кандидата на руководящие посты в Консервативной партии и правительстве. Она заняла третье место на последних выборах руководства тори. Мордонт — резервист Королевского флота и некоторое время занимала пост министра обороны (став первой женщиной на этом посту в Великобритании). Как и Риши Сунак, она представляет умеренное крыло Консервативной партии. Ходят разговоры о том, что эта пара может образовать «команду мечты». Правда, неясно, согласится ли кто-либо из них стать канцлером вместо того, чтобы занять премьерскую должность.

После отставки Трасс в британской прессе стали активно обсуждать возможность «камбэка» Бориса Джонсона. Многочисленные его сторонники утверждают, что именно он может стать «кандидатом единства», который может принести стабильность в страну, несмотря на то, что он с позором ушел в отставку всего несколько месяцев назад после серии скандалов. Напомним, что правительство Джонсона распалось после того, как выяснилось, что члены кабинета (включая и самого премьера) устроили в разгар пандемии коронавируса серию вечеринок в правительственных зданиях в то время, когда простым жителям Британии запрещалось общаться с друзьями и семьей или даже навещать умирающих родственников.

Показательно, что в своей последней речи в качестве премьер-министра на Даунинг-стрит, 10 Борис Джонсон сделал намек на свои планы на будущее Он сказал, что «вернется к своему плугу», сравнив себя с древнеримским государственным деятелем Цинциннатом. Удалившийся на покой Цинциннат, к которому воззвали соотечественники, вернулся в Рим во власть на второй срок — на этот раз в качестве диктатора. Если Джонсону удастся победить, то он может стать третьим в современной истории Британии премьером, который возвращается во власть (после Уинстона Черчилля и лейбориста Гарольда Вильсона).

В любом случае, внутри Консервативной партии у Бориса Джонсона наряду с союзниками есть и много недоброжелателей. Бывший министр по Брекзиту Дэвид Дэвис считает, что политик должен остаться в отпуске на Карибах, а не мчаться сломя голову в Великобританию: «Честно говоря, я бы посоветовал ему вернуться на пляж. Нам нужно решить действительно большие технические экономические проблемы. Он не подходит для этого».

Консервативная партия заявила, что выдвижение кандидатов на пост нового лидера завершится в понедельник. Кандидатам нужны заручиться подписями 100 из 357 депутатов-консерваторов, то получается, что конкурентов будет не более трех.

К слову, некоторые аналитики подозревают, что порог в 100 депутатских подписей — это попытка Консервативной партии сделать невозможным еще один срок Бориса Джонсона. Ожидается, что он имеет очень хорошие шансы на успех при голосовании рядовых членов партии, но высокий порог голосов членов парламента может означать, что он вряд ли дойдет до следующей стадии.

Парламентарии своим голосованием «выбьют» одного из претендентов (если их окажется трое) – после чего 172 тысяч рядовых членов партии тори получат возможность выбрать между двумя финалистами в онлайн-голосовании. Ну, а если на самом раннем этапе получится так, что только один из претендентов получит необходимое количество подписей от членов парламента, то именно ему и будет суждено возглавить партию и правительство. Новый лидер должен вступить в должность к 28 октября. И тот, кто сменит Лиз Трасс, станет уже третьим премьер-министром Великобритании в этом году. Но ему не позавидуешь – ведь придется расхлебывать заваренную предыдущими правительствами кашу кризиса. Так что, кто знает – не будет ли в скором времени побит исторический рекорд Трасс по скоротечности премьерства?

Источник

Похожие записи