МОК ставит Россию на колени перед Олимпиадой: не беженцы, вообще без прав

МОК ставит Россию на колени перед Олимпиадой: не беженцы, вообще без прав

«Вынуждают бойкотировать соревнования»

России навязывают синдром отложенной жизни: ждите свое олимпийское благополучие с полными правами. Чего надо? Еще ждите, не заслужили, эта спортивная жизнь – не ваша, пишите черновик, будем править. Надо ли России в сложившихся условиях бороться за выступление на Олимпийских играх хоть каким-то составом? А если надо, то имеем ли сегодня это право – выйти без флага и гимна?

Фото: Global Look Press

Мозг устраивает внутреннюю битву. Мечемся. Не первый месяц и мучительно. Те, кто прорвался на чемпионаты мира в летних видах спорта, приносят медали. Мы им очень рады. А как иначе? Вот только что на международном турнире «Большой шлем» дзюдоист Тамерлан Башаев второй раз за две недели нанес поражение первому номеру мирового рейтинга в весе свыше 100 кг. И в этот же вечер убедительно выиграл Матвей Каниковский (до 100 кг). Не сила – силища, как не радоваться-то? И каждый спортсмен для нас, допущенный на международный старт, даже оставшийся без медалей, – как победа.

Все выступают в нейтральном статусе. Спортивной борьбе это вроде не мешает. Вроде срабатывает инстинкт: будем и должны доказывать силу на татами, помосте, в воде, там, где можно. Показывать эту нашу силищу. Вопреки всему. 

Такой инстинкт имеет сегодня право на жизнь? И значат ли наши сопереживания и боления, что нейтральный статус для Олимпийских игр уже прижился в душе без вопросов. Уже узаконен, как факт, который надо принять. И еще – кому-то простить. Или придется просить о прощении у себя?

Радуемся допускам и возможностям. Горюем за тех, кого не пустили. Возмущаемся. Мы все время в битве сами с собой, потому часто и не замечаем, как обычное превращается в постыдное.

Вот 18-летнему велогонщику не дали этот уже желанный для выступления нейтральный статус. Парень талантливый, подписал контракт с профессиональной командой, выступающей в континентальном шоссейном туре. Но Международный союз велосипедистов заявил о несоблюдении им правил допуска для участия наших и белорусских спортсменов в турнирах под эгидой UCI.

История уже не нова: отстранен из-за лайков. От отца гонщика последовало объяснение. Сказал, что считает отстранение недоразумением. Мол, после очередной гонки в Италии ему пришло письмо из UCI: есть информация – ставил лайки в социальных сетях к постам о политической ситуации. Гонщик протестует, отправил в Международный союз письмо, в котором объяснил, что не имеет к подобным лайкам никакого отношения. Папа вслед за «недоразумением» подытоживает: наверное, аккаунт взломали.

Это мы теперь за каждую высказанную позицию так оправдываться будем? На голубом глазу и даже не осознавая, как это стыдно. Даже и за намек на позицию оправдываться? Лайк, конечно, можно считать красноречивым аргументом, но так ведь дойдет и до того, что за его отсутствие – тоже можно наказать. Пока критерии допуска были расплывчатыми, не теплилась, конечно, но все же мелькала надежда: не подойдут ведь международные федерации так буквально к рекомендованным критериям МОК. Представляете объем работы, чтобы еще и лайки считать в соцсетях? Не больные же… Здоровы. Просто так и хотели. И сделали.

России навязывают синдром отложенной жизни: ждите свое олимпийское благополучие с полными правами. Ждите. Чего надо? Еще ждите, не заслужили. Эта спортивная жизнь – не ваша, пишите черновик, будем править.

Олимпийская хартия не работает, ни для кого это уже не секрет. Попирается живенько и со вкусом – тоже не информация даже для размышления. Данность, которую затолкать бы туда, откуда вылезла… А это можно – куда-то ее затолкать? Наверное. Спустя годы. Может быть. Теоретически.

Весь год бьемся в одних и тех же мыслях: нам та-а-кое придумают для выступления на Олимпийских играх. Нет, может, другое. А еще – возможно, что и это… И, понимая, что все равно ведь в покое не оставят, получается, выбираем уже по принципу наименьшего зла. И вот даже такой кремень как Александр Карелин, рассуждает: если все остановится на ограничениях, которые были в Пхёнчхане, где мы выступали как олимпийские атлеты из России в сопровождении композиции Чайковского, на этих условиях можно ехать.

Почти беженцы?

В выходные ураганом пронесся с подачи некоего источника информационный шум: нас пустят на Олимпийские игры на правах практически беженцев, решение принято. То есть не беженцами будем вроде как, но за основу допуска возьмут правила для выступления именно этой категории спортсменов.

Тема беженцев из России на Играх уже всплывала. Та французская тетка, она же мэр Парижа (мэр с нами не церемонится, так что и мы без особого почтения обойтись можем), видимо, в чьих-то недобрых обсуждениях судьбы нашего спорта поучаствовала. Еще в феврале брякнула: россияне могут выступить на летних Олимпийских играх в составе сборной беженцев. Это же предлагали на официальном уровне и в Польше: надо создать сборную, в составе которой на Играх 2024 года в Париже смогут выступать белорусские и российские диссиденты.

Олимпийская сборная беженцев была создана в октябре 2015 года. И уже на Играх-2016 выступила десятка спортсменов, отобранная НОК тех стран, в которых находились достойные кандидаты, чтобы показать хоть какой-то приличный уровень на Играх. Результатами группа не блистала, но в Токио-2020 выступили уже 46 спортсменов. Специальные тренировочные лагеря работают и сегодня, к Парижу готовится группа уже из 53 спортсменов, каждый представляет национальную федерацию страны нынешнего проживания. Олимпийская квалификация беженцев не касается, фонд «Олимпийская солидарность» финансирует подготовку.

Многие после информационного шума выходного дня возбудились. Беженцы? Какой кошмар! А тот же источник перечислил и предполагаемые требования к выступлению России: «нейтральные атлеты» под флагом МОК. В экипировке, которую дизайнеры МОК и разработают. Заявки на участие со всеми вытекающими проверками от комиссий – индивидуальные, ОКР или отечественные федерации вообще не при делах. После одобренной заявки – запрет на выступление на внутренних стартах, никакой финансовой и даже организационной поддержки от организаций, которые спортсмены представляют. МОК готов финансировать, правда, лишь участие спортсмена в Олимпийских играх (проезд, проживание, питание). Быть ли тренеру со спортсменом? Не факт от слова «совсем».

Но шокирующее слово в сочетании с Россией – лишь триггер, заставивший еще больнее разогнать измучившую уже тему. Беженцы и отбираются по своим правилам, и тренируются, и находятся под надзором НОК и федераций. А вот нейтральный статус подразумевает практически все перечисленное, иначе он уже будет какой-то другой, зависимый от кого-то. И вся эта информация была ведь у нас уже давно. Вспоминаем: МОК рекомендовал допустить представителей двух стран к турнирам, всех – в нейтральном статусе, заявка на который подается спортсменами индивидуально, командные виды не допущены. А на соревнования выпускать только тех спортсменов, которые не связаны с армией, не получают финансирование от государства, не высказывались нигде и никогда в поддержку российской военной операции на Украине. Форма должна быть однотонная, никакой атрибутики.

И, играя в демократию, Томас Бах гнул ту же нейтральную линию в каждом высказывании. Говорил: подавляющее спортивное большинство поддержало инициативу Олимпийского саммита, который, мол, попросил МОК найти возможность возвращения спортсменов из двух стран на международные соревнования. Но при этом сохранить санкции в отношении их государств, нарушивших олимпийское перемирие. Потому – все будут лишены государственного лица.

Черновики уже готовы

И сегодняшние допуски к международным стартам по рекомендованным критериям МОК – когда некоторые федерации просто вычищают наши списки, выбрасывая из них олимпийских чемпионов и лидеров, – это пробы олимпийского пера. Вот уж точно – на черновиках. Утвержденные списки пойдут дальше. И будут еще сокращены.

«Известных миру имен в списках нет», – прозвучало от нашего фехтования уже несколько месяцев назад, выброшены из потенциальных участников турниров тхэквондистов два олимпийских чемпиона… Игры должны быть исключительно для лучших? Везти на Олимпиаду второй или третий состав? «Это абсолютно неправильно, это уже какая-то художественная самодеятельность, а не спорт. Принцип «главное не победа, а участие» – здесь точно не для нас», – говорит тренер наших прыгунов в воду Светлана Моисеева.

А президент ФВП четырехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников поясняет, что его позиция по выступлению на Олимпиаде в нейтральном статусе предельно ясна: «Не понимаю, что это такое и за что российские спортсмены подвергнуты такому наказанию». И позиция МОК вызывает у прославленного пловца недоумение: хотите пригласить на Олимпийские игры спортсменов со всего мира, делайте это без всяких условий. «Нынешние действия руководителей олимпийского движения можно объяснить только их желанием вынудить Россию бойкотировать соревнования».

Должны ли принимать решение по участию в стартах сами допущенные спортсмены? Или оно должно быть волевым для всех? Поодиночке или всем вместе? Бойкот или отказ от него? Это вопросы, которые с каждым днем встают все острее. Официальных критериев допуска наших спортсменов к Олимпийским играм еще нет. Во всяком случае, они не представлены. И в реальность могут быть вброшены любые варианты из предполагаемых.

Вячеслав Фетисов считает, что единого решения на государственном уровне быть не должно. «Весь этот беспредел в отношении российских спортсменов создан для того, чтобы расколоть наше общество». И необходимо принимать такие решения, которые не позволят это сделать, самим спортсменам нужно все взвесить, обсудить и обозначить свою позицию.

Найдутся ли те спортсмены, которые захотят участвовать в Играх на жестких условиях держать любовь к стране только глубоко в сердце? Возможно, найдутся. Но не факт, что будут допущены. До сердца, конечно, проверяющим не доковыряться, а вот калькулятор включить – вполне посильная задача. Участие какого количества спортсменов МОК собирается оплатить? За какое число нейтральных атлетов Томас Бах захочет получить по шапке от своих дружелюбных коллег? МОК ведь, получается, пустит россиян на Игры, да еще и оплатит их пребывание. Прекрасный повод для новой волны истерии.

Нам не нужны Олимпийские игры?

Мы научились терпеть и ждать. Как и сейчас. МОК может внезапно обсудить тему допуска России к Играм на заседании исполкома, которое пройдет с 20 по 22 июня. (Через два дня состоится внеочередная сессия МОК.) А может пока и не обсуждать. И дотянуть, как и было обещано, до принятия решения «не раньше, чем за год до Игр», то есть до июля. 

Но теперь надо учиться ничего не ждать. Мировые рекорды в России фиксировать дозволено, а внутренние старты никто отнять не сможет. Это не утешение. И нам не вернуть отобранное навсегда у кого-то или отложенное олимпийское счастье. Но это единственный путь сохранения спорта и лидеров, которые вошли сейчас или подходят к пику своего таланта. И тех, кто может повести за собой молодых, толкая к конкуренции.

За них, которые могут побеждать здесь и сейчас, обидно особенно. За таких, как Климент Колесников, который ждет от международной федерации подтверждения мирового рекорда. Как Евгения Чикунова, поразившая мир этой весной своими секундами на воде. За спортивных гимнастов, действующих олимпийских чемпионов в женской и мужской команде. Начиная от аса помоста Никиты Нагорного, ставшего и личным призером Игр, но не вычерпавшего еще свой огромный потенциал, чтобы сказать: хорош, хватит мне теперь только Всероссийской федерации фиджитал-спорта, которую возглавил. И заканчивая 18-летним Даниелом Мариновы, который, обыгрывая титулованных гимнастов внутри страны, ни разу в жизни – ни разу! – не выступал на международных стартах. Легкоатлетов, которую душили нейтральным статусом в течение долгих лет, с несгибаемыми Марией Ласицкене и Анжеликой Сидоровой. Фехтование с его могучим сплавом опыта и молодости, тхэквондо, взрывающее силой духа, золотые синхронное плавание и художественную гимнастику… За всех, от кого готов отказаться Париж-2024.

Нам нужны Олимпийские игры, не надо делать вид, что их нет или они какие-то уже не такие. Они есть. И в спортивной составляющей именно такие, на которые мечтает попасть каждый спортсмен. Но если нам не оставляют выбора, то хочется уже просто начать жить. Да, с нашими объявленными уже Играми Дружбы – летними и зимними, они вовсе не альтернатива, просто очень нужны. Да, пусть без Олимпийских игр. Но – жить, а не бесконечно метаться, ожидая благости от МОК, держащим в кармане фигу.

…Международный олимпийский комитет выпустил коллекцию одежды с цитатами Пьера де Кубертена: например, «Все виды спорта для всех людей», «Олимпизм – это состояние души». Какие прекрасные люди и цитаты.

Источник

Похожие записи