Россия готовится к «мобилизации ресурсов»: эксперты вспомнили 90-е годы

Россия готовится к «мобилизации ресурсов»: эксперты вспомнили 90-е годы

Экономисты рассказали об опасностях секвестра для бюджетников

В Минфине не видят рисков для исполнения бюджетных обязательств в 2023 году, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Вместе с тем он подчеркнул, ведомство и правительство готовятся к «мобилизации ресурсов» на следующие три года. Но почему? Экономики многих стран прекрасно живут в условиях дефицитных бюджетов. Так может в этом и нет никакой проблемы? Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе ничего плохого в этом явлении нет, но, если долги будут копиться годами, государству придется сократить расходы на социалку и поднять налоги.

Экономисты рассказали об опасностях секвестра для бюджетников

Фото: Наталья Мущинкина

Говоря о бюджете на текущий год, Антон Силуанов сказал, что «в части всех базовых решений проблем нет», а в части дополнительных — «ресурсы будут найдены».

«Про этот год — в целом мы выйдем на наши плановые задачи, поэтому каких-то особых рисков исполнения всех наших обязательств у нас нет… А по следующей трехлетке — мы сейчас как раз с правительством отрабатываем, вместе с нашими коллегами по правительству, задачи по мобилизации ресурсов», — уточнил министр финансов.

Между тем дефицит за первое полугодие предварительно составил 2,595 трлн руб., за июнь он сократился на 816 млрд руб.

Для обычных людей дефицит бюджета это скорее благо, чем проблема, так как правительство тратит больше денег на людей, на развитие производств, на инфраструктуру, рассказал «МК» директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.

«Получается, что в краткосрочной перспективе (2-3 года) ничего плохого в дефиците бюджета нет. Но если говорить о долгосрочной перспективе (10-15 лет), если долги будут накапливаться, то в дальнейшем, лет через 20, это может привести к банкротству государства. Для нас это будет смертельно», — подчеркнул он.

Последствия привыкания к дефициту бюджета незаметны в начале, но со временем они становятся хроническими, отметил директор Центра исследования экономической политики Экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.

«Вспомним 90-е годы, когда все говорили «дефицит в 5-10% — это ничего страшного, переживем», а кончилось это все разрушительным кризисом и необходимостью серьезно резать расходы, — продолжил эксперт. — Надеюсь, выученный тогда урок хорошо запомнился нашим властям. Сейчас дефицит бюджета не выглядит таким уж смертельным. Я ожидаю по году 5-6 трлн рублей. Это легко можно профинансировать и за счет резервов, и за счет остатков, которые имеются в казначействе. Проблемой ситуация станет, когда хронический дефицит перейдет на следующий год, на второй, третий. Тогда будет ясно, что покрыть его только заимствованиями не получится. Нужно будет либо отбирать деньги у тех, кто на них уже «сидит» — это бюджетополучатели — либо повышать налоги».

По словам аналитика Финансовой Академии Capital Skills, кандидата экономических наук Марка Гойхмана, дефицит бюджета уже через полгода-год приводит к росту инфляции.

«Государство увеличивает количество денег в обращении, чтобы покрыть дефицит, увеличивает заимствования, ставки. Все это приводит к снижению курса национальной валюты, росту инфляционных явлений. С одной стороны, бюджетополучатели получают эти средства, но, с другой стороны, цены растут. Это финансирование во многом обесценивается из-за инфляции, вызванной, в том числе, дефицитом бюджета», — подчеркнул он.

Источник

Похожие записи