Российские угольные компании адаптировались к западным санкциям

Российские угольные компании адаптировались к западным санкциям

Шахтеры смотрят на восток

Российские шахтеры встречают свой профессиональный праздник, который в этом году отмечают 27 августа, с хорошим настроением. Они сумели адаптироваться к запрету Евросоюза на импорт угля из РФ и нарастили добычу за счет увеличения экспортных поставок в Азию. Уверенно смотреть в будущее им позволяет растущий глобальный спрос на энергетический и коксующийся уголь.

Шахтеры смотрят на восток

Фото: ДАНИИЛ ИВАНОВ

Год назад отечественная угледобывающая отрасль пережила стресс, когда Евросоюз полностью прекратил закупки угля из РФ. Российским компаниям-экспортерам пришлось искать новых партнеров, перестраивать логистические маршруты. В короткий срок удалось добиться заметных результатов. Судите сами: в прошлом году Индия нарастила импорт российского угля на 148%, до 16,7 млн тонн, а Китай — на 11,2% г/г, до 59,52 млн тонн.

В текущем году на угольном рынке набрал силу ряд интересных тенденций. Во-первых, восточное направление продолжает оставаться главным для экспортеров, причем не только шахтеров, но и металлургов, и нефтяников. Таким образом, конкуренция за пропуск грузов по Транссибу резко выросла. Чтобы разгрузить железнодорожные маршруты Восточного полигона РЖД, многие компании стали активно развивать Северный морской путь.

Ограниченная пропускная способность Восточного полигона стимулировала отгрузку угля через порты северо-запада и юга. Именно через эти направления, например, идет растущий экспорт угля в Индию и Турцию. Очень своевременным в этой связи оказалось введение в строй нового большого угольного терминала в порту Тамань.

Во-вторых, угольным компаниям вовремя подставило плечо Правительство РФ. Напомним, что до 1 июля экспортеры угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии при определении очередности перевозок железнодорожных грузов на Восточном полигоне имели приоритет. Сейчас им вернули квоты на вывоз в восточном направлении.

Фото: ДАНИИЛ ИВАНОВ

Важнейшими для «здоровья» отрасли стали не только решения правительства, но и инициативы, от которых власти в итоге отказались, заметил аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев: «В условиях дефицита бюджета и поиска источников его пополнения правительство все же не стало увеличивать ставки НДПИ на уголь, не включило угольщиков в список плательщиков windfall tax, не сократило инвестиции в расширение транспортной инфраструктуры».

В-третьих, с начала текущего года мировые цены на энергетический уголь значительно снизились. Как сообщил «МК» директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Нариман Тайкетаев, основной ценовой бенчмарк на уголь на азиатском рынке (Newcastle FOB, 6000 ккал/кг) упал с примерно $400 за тонну в начале января до $130/т. к концу июня. На европейском рынке цены снизились с $170 за тонну до $120/т. (бенчмарк ARA CIF). Экспортные цены на российский уголь также уменьшились вслед за мировыми ценами: с $90–160/т до $70-100/т на базисе FOB (в зависимости от порта отгрузки). Для сравнения — цены на австралийский коксующийся уголь снизились с $310/т до $230/т в первом полугодии текущего года.

Это, конечно, ниже пиковых значений, но все же выше средних цен в докризисные годы. Таким образом, текущие цены в целом поддержали рентабельность угольного экспорта, принимая в расчет возможный дисконт. С учетом себестоимости добычи и стоимости транспортировки по железной дороге и перевалки в морских портах угольный экспорт, по оценке Калачева, должен оставаться выгодным при ценах выше $100 за тонну, а с учетом девальвации рубля — уже и от $80 за тонну. «Девальвация рубля на 30% позитивно повлияла на выручку и прибыль экспортеров угля», — подчеркнул Нариман Тайкетаев.

Интересный факт: несмотря на снижающиеся мировые цены, наши шахтеры нарастили и добычу, и экспорт. «Российские компании не спешат сокращать добычу, рассчитывая на разворот цен вверх этой осенью», — пояснил эксперт «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. 

Скорее всего, все перечисленные выше факторы и позволили замминистра энергетики РФ Сергею Мочальникову заявить о том, что Минэнерго рассчитывает в 2023 году сохранить показатели добычи и экспорта угля на уровне прошлого года: добычу выше 440 млн тонн, экспорт выше 220 млн тонн. Согласно данным за первое полугодие, задача вполне выполнима. 

Волна оптимизма набирает мощь и на внешних рынках. По оценке Игоря Галактионова, за первую половину года мировое потребление угля выросло на 1,5%, до 4,7 млрд тонн из-за роста производства электроэнергии (+1%) и промышленного использования угля (+2%). Цены на уголь стабилизировались до уровня 2021 года. «Энергоуголь опять стоит дешевле коксующегося, а импорт наконец-то опять становится рентабельным. Мировые закупки угля в текущем году должны побить рекорд 2019 года в 1,3 млрд тонн», — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Благоприятная ценовая конъюнктура позволяет угольным компаниям наращивать добычу коксующихся марок. В ближайшее время возможности экспортеров на Дальнем Востоке расширятся: скоро заработают новый морской порт Суходол и угольный терминал в порту Эльга.

Фото: Иван Скрипалев

По прогнозу консалтингового агентства «Яков и партнеры» (ранее — McKinsey в России), глобальный спрос на энергетический уголь в мире будет расти до 2030 г. и достигнет 7,01 млрд т в год. Определяющим для динамики мирового спроса на энергоуголь, по оценке аналитиков, будет его потребление в Китае. Напомним, что Пекин подтвердил планы строительства новых угольных ТЭС с общей мощностью 165 ГВт. Глобальное потребление коксующегося (металлургического) угля будет расти на протяжении всего периода за счет активного роста спроса в Индии и прочих развивающихся странах Азии. К 2050 г. оно достигнет 1,1 млрд т (+18% к 2021 г.) в базовом сценарии. Суммарный спрос на уголь (энергетический и коксующийся) увеличится на 3% к уровню 2021 г., до 7,9 млрд т.

Как полагает Нариман Тайкетаев, основными потребителями угля в мире в ближайшее время будут оставаться Китай и Индия, совокупно формирующие более 70% мирового спроса. По его оценке, на рынке сильные позиции будут иметь крупные угольные компании, имеющие собственный парк железнодорожных вагонов для перевозки угля и портовые мощности для его хранения и перевалки. 

По мнению Владимира Чернова, новыми рынками сбыта (кроме Индии и Китая) могут стать и африканские страны. На недавнем саммите Россия—Африка, прошедшем в Санкт-Петербурге, угольному рынку РФ было уделено особое внимание. «Представители Марокко, например, предположили создать у себя угольный хаб», — отметил аналитик.

Перспективными остаются другие растущие экономики ЮВА, включая Шри-Ланку, Таиланд, Малайзию и Вьетнам, где российский уголь может успешно конкурировать как с более дорогим австралийским, так и с менее калорийным индонезийским углем, добавил Калачев. С его слов, увеличивает импорт российского угля Турция, и, возможно, не только для себя, но и для поставок в третьи страны.

Так что отечественным шахтерам работы хватит еще надолго.

Источник

Похожие записи