Трюк с увольнением: работающие пенсионеры рассказали о хитром способе увеличения дохода

Трюк с увольнением: работающие пенсионеры рассказали о хитром способе увеличения дохода

Названа лазейка в законе, которая позволяет пожилым трудящимся получать индексацию пенсий

В 2024 году индексировать пенсии работающим пенсионерам правительство не планирует. И это давно уже не новость и не сенсация. Еще в 2016 году в целях экономии средств Пенсионного фонда был введен мораторий на индексацию пенсий этой категории граждан. И хотя с тех пор отдельные группы депутатов, сенаторов и общественников не раз пытались отменить этот мораторий, правительство «стояло насмерть» и денег на индексацию пожилым трудящимся не выделяло. Зато им все эти годы начислялись пенсионные баллы. Они позволяют получить дополнительную прибавку к пенсии, когда работающий пенсионер в итоге решает уйти на заслуженный отдых. Это породило хитрый прием, которым пользуются наиболее предприимчивые пожилые граждане. Они увольняются со своей работы, часто по согласованию с работодателем, через два-три месяца получают пенсию уже со всеми набежавшими индексациями, а затем снова трудоустраиваются. «МК» собрал несколько подобных историй, которыми с нами поделились сами пожилые трудящиеся — разумеется, на условиях анонимности.

«Какая-никакая, а все-таки прибавка!»

Нашему герою 67 лет. Он проживает в столице одной из национальных республик России. У него татарское имя-отчество, но он просит называть его «дядей Мишей», поскольку в юности его так звали сослуживцы в армии, а потом это имя к нему «приросло». Даже жена, тоже татарка по национальности, иначе как Мишей его не зовет. Всю свою взрослую жизнь наш герой занимается ремонтом телевизоров. Он начинал трудиться ещё в советском доме быта, потом были часто меняющиеся ЗАО, ОАО, ИП… «Я всегда умел только руками работать, — пояснил мастер. — В начале 90-х хотел было открыть свою ремонтную мастерскую, но быстро понял, что бухгалтерию и налоги не потяну — образования-то у меня нет. Так и остался простым ремонтником».

Лет двадцать тому назад он встретил, как он сам говорит, «своего человека» — бизнесмена, который был на 10 лет его младше. Тот открывал ремонтную мастерскую в районе, где как раз жил дядя Миша, и с тех пор является его неизменным начальником и работодателем. Причем бизнесменом его шеф оказался успешным, и теперь владеет уже небольшой сетью ремонтных мастерских районного значения. Дядю Мишу, как своего старейшего и самого опытного сотрудника, начальник ценит и уважает, никогда не обделяя ни заказами, ни окладами, ни премиальными выплатами.

В общем, когда дяде Мише исполнилось 60 лет («Слава богу, успел до пенсионной реформы», — улыбается наш герой), он со спокойной душой оформил пенсию, и как ни в чем ни бывало продолжил работать на том же месте и за ту же зарплату.

Единственное подобие конфликта со своим начальником у него случилось после пандемии. Народ тогда, выйдя из коронавирусного «домашнего заточения», завалил мастерскую заказами. Работать приходилось по 10 часов в день и больше, да ещё зачастую и в выходные. Наш герой не выдержал и, придя на разговор к шефу, запросил повышения зарплаты. Тот ответил, что после многомесячного пандемийного простоя, который его бизнес с трудом пережил, поднять зарплату он не может при всем желании. И рассказал о схеме, о которой ранее пенсионер дядя Миша и не слышал: добиться прибавки, но не за счет фирмы, а за счет государственной индексации пенсий. Начальник предложил ему написать заявление «по собственному желанию» и уволиться, но фиктивно. По факту же продолжать также трудиться, только получая свой заработок «в конверте». Мол, проверки бизнеса в тот период отменили и схема вполне «проскочит». А спустя два-три месяца, когда Пенсионный фонд пересчитает и начислит «уволившемуся» пенсионеру все положенные за годы пенсии индексации, тот официально восстановится в должности и продолжит трудиться за тут же зарплату, но с повышенной пенсией. Так все и получилось: и с увольнением, и с конвертами, и с пересчетом, и с новым приходом на ту же работу. По словам дяди Миши, пенсия на тот момент у него была порядка 18 тыс. рублей, а после пересчета, спустя три месяца, выросла до 21 тыс. с лишним. Какая-никакая, а все-таки прибавка к доходу!

А в прошлом году наш герой уже сам попросил начальника повторить тот же прием с «увольнением». «Там же была двойная индексация пенсий, помните? — говорит он, — Я теперь за этим слежу! Не хотелось ее упускать». В общем, осенью 2023 года, когда дядя Миша второй раз восстановился на той же работе, его пенсия уже превышала 24 тыс. рублей в месяц. «Плюс зарплата тысяч 60 на руки, — рассказывает наш герой, — Можно было бы и больше, но я уже сверхурочно и по выходным работу не беру: здоровье не то. Дети выросли, на ногах стоят, своих детей, наших внуков, уже сами растят, а нам с женой — она у меня тоже пенсионерка, но неработающая — вроде хватает».

«Возможно, снова уволюсь в этом году»

Профессору Анатолию Дмитриевичу из Самары 65 лет. Он работает в одном из вузов города. «Здесь учился и после окончания вуза здесь же и остался работать, — рассказывает он. — Сначала трудился простым преподавателем, но через 3 года аспирантуры, защитив диссертацию, стал кандидатом биологических наук. Моя работа мне очень нравилась и поэтому через некоторое время поступил в докторантуру. Правда, по семейным обстоятельствам докторскую я защитил не сразу, а только через 6 лет. Но лучше поздно, чем никогда». Сегодня Анатолий Дмитриевич доктор биологических наук, заведующий кафедрой, достаточно известный в своей области ученый.

На пенсии наш герой давно, его трудовой стаж составляет около 40 лет, но, по его словам, пенсия научного сотрудника — кот наплакал: меньше 20 тыс. рублей. При зарплате профессора в 65 тыс. рублей до вычета налога.

«Всю жизнь у меня был достойный заработок, адекватные коллеги, хорошее руководство, а главное — интересная работа. И, казалось, так будет всегда. Но увы! Нет, меня никто не отправлял на заслуженный отдых, не намекал о пенсионном возрасте. Просто в какой-то момент руководство вуза затеяло реорганизацию — началась оптимизация численности сотрудников. До меня очередь, слава Богу, не дошла. Несмотря на то, что в нашей организации 8 из 10 преподавателей — работающие пенсионеры. Но, к сожалению, таким гражданам пенсии по-прежнему не индексируют», — сетует Анатолий Дмитриевич.  

Как отметил наш герой, многие его коллеги-пенсионеры, чтобы получить свою честно заработанную прибавку, просто-напросто идут на хитрость: сразу после окончания учебного года пишут заявления по собственному желанию, а с 1 сентября их принимают на работу вновь. «Таким образом они получают всю положенную им индексацию плюс выплаты за неиспользованный отпуск. Летом они отдыхают, а в начале осени снова возвращаются в родные пенаты. И вы не поверите, руководство им идет навстречу».

Ученый категорически не согласен с решением правительства об отмене индексации пенсии работающим пенсионерам: «Деньги лишними не бывают. Тем более я еще стараюсь немного помогать своей дочери. Она у меня мать-одиночка, работает на полную ставку инженером, воспитывает 5-летнего сына. Честно говоря, я очень долго упирался и не хотел рисковать, как многие мои знакомые-пенсионеры. Но в какой-то момент все-таки набрался смелости, пошел к руководству и попросил меня в конце весны уволить. Естественно, рассказал, почему. И пообещал вернуться на работу. Работодатель согласился принять участие в реализации такой схемы ради сохранения педагогических кадров. В итоге мы договорились, что все это время я буду ходить в вуз, не брошу студентов и свои занятия. Просто оплата будет «серой». А именно — «в конверте». Сошлись на том, что платить мне будут около 50 тыс. рублей».

Анатолия Дмитриевича официально уволили. В качестве бонуса он пообещал своему начальнику положенный ежегодный отпуск не брать, получив за него компенсацию при увольнении. «Пенсию мне проиндексировали быстро, поскольку я получаю ее на банковскую карту. И она увеличилась на 5 тыс. рублей. Конечно, это курам на смех, но и такие деньги сегодня на дороге не валяются. Если посчитать, то за год эти деньги превращаются в 60 тыс. рублей, а на такую сумму можно и в санаторий съездить, и полечиться, и родным помочь, и баночкой красной икры себя в праздник побаловать».

После перерасчета пенсии наш герой, как и планировал, благополучно восстановился в своем вузе. И даже стал задумываться над тем, чтобы будущим летом снова провернуть такую схему: «Возможно, я снова уволюсь в этом году. Наше правительство обещает очередной перерасчет неработающим пенсионерам на целых 7,4%. Жаль будет такие деньги потерять».

«На индексации пенсии я собаку съел»

Наш третий герой — бездетный москвич, 67-летний вдовец Михаил Владимирович, работает экономистом в одном из банков. По его словам, будучи человеком финансово подкованным, «фишку» с перерасчетом пенсии давно использует в своей жизни. «Я уже далеко не молодой человек, 20 лет один проживаю в однокомнатной квартире, — рассказывает москвич, — И свои небольшие финансы — зарплату и пенсию — считать хорошо научился. Понимаю, что мне, пенсионеру, необходимо жить с ограниченным бюджетом. И если посчитать мои ежемесячные доходы, то получится негусто. Пенсия — 20 тыс. рублей. Зарплата тоже небольшая — 60 тыс. рублей на руки. Сами понимаете, что в Москве на эти деньги прожить достаточно трудно. Если посчитать расходы, то совсем как-то грустно становится». 

В итоге, по совету одного из своих знакомых, который увольнением с работы проиндексировал себе пенсию, мужчина решил тоже провести такой нехитрый эксперимент и так вошел в раж, что проделал это уже три раза: «Правда, пользуюсь я такими «благами» нашего государства не каждый год. И, честно говоря, на этом уже «собаку съел». Знаю все тонкости и хитрости данного процесса».

Как рассказал москвич, если человек работает продавцом или строителем или в государственной сфере, то с возвращением в организацию проблем не будет: «Первый раз я уволился на 3 месяца. За это время мне проиндексировали пенсию на 4 тыс. рублей. При этом я договорился с работодателем, что ходить на работу буду 1 раз в неделю. Остальное время — удаленка. Платили мне «в конверте» 40 тыс. рублей. Во второй раз уволился где-то через 2 года. Но уже на полгода. Индексация тогда составила в районе 5 тыс. рублей». Так что теперь у нашего героя пенсия уже не 20 тысяч, как было изначально, а почти 30 тысяч.

Всем работающим пенсионерам Михаил Владимирович советует увольняться в последний день месяца. Таким образом можно будет получить зарплату за весь месяц и начать получать повышенную пенсию с индексацией с 1 числа следующего месяца: «Если пенсионер подаст заявление об увольнении по собственному желанию, указав в нем, что он уходит в связи с выходом на пенсию, то не нужно будет отрабатывать положенные по закону 14 дней. Если, например, вы решите уволиться 31 марта, то не рекомендую возвращаться на работу раньше 1 мая. Тогда пенсия будет проиндексирована в связи с предыдущим увольнением».

Лазейка в законе, выгодная всем

Удивительно, но применяемая некоторыми работающими пенсионерами, в том числе — нашими героями, схема с увольнением и последующим восстановлением на том же месте работы, но уже после получения всех прибавок к пенсии, вполне законна. Фактически, они просто пользуются «лазейкой» в нормативной базе пенсионного права, случайно, а, может быть, и намеренно оставленной властями. «В законодательстве нет никаких ограничений на индексацию пенсии работающему пенсионеру после увольнения, а также нет ограничений на восстановление трудовой деятельности, — говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Право на труд гарантирует Конституция».⁠ Ограничить получение индексированной пенсии при повторном выходе на работу, конечно, можно, но это приведет к тому, что пенсионеры будут работать в теневом секторе, а значит государство не получит налоги с заработной платы таких работников, поэтому властям выгоднее сохранять сложившуюся ситуацию. С зарплаты начисляется НДФЛ 13% и 30% взносов в социальные внебюджетные фонды. Таким образом, с рубля зарплаты в бюджет придет 40 копеек. Кроме того, сейчас пенсионеры могут продолжать работать в режиме самозанятого, и это также позволяет получать индексированную пенсию, отметил профессор.

Причем в данной схеме возрастной сотрудник тоже почти ничем не рискует: его рабочее место из-за сложной ситуации на рынке труда в России практически стопроцентно останется за ним. «Часто пенсионеры заранее договариваются с работодателем, а кто-то просто понимает, что найти новое рабочее место не составит труда или уверен, что его возьмут обратно, — отмечает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. — Так сложилось в настоящее время на рынке труда из-за дефицита работников».

Выгодна применяемая схема и для работодателей.: они не теряют ценных сотрудников, которые быстро и охотно к ним возвращаются и в то же время не тратятся на повышение им зарплат: прибавку те получают за счет индексации пенсий.

Как указал старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников, в любом законе есть обходные варианты, вопрос в том, кто и насколько часто этим пользуется. То, что такая лазейка еще существует, указывает, что пользуются ей нечасто и явление не носит массовый характер. Властям не имеет смысла переписывать закон, чтобы закрыть «обходные» пути для мизерного процента граждан. Сейчас в основной массе и гражданам, и работодателям проще соблюдать закон, чем решать проблемы, связанные с его неисполнением, уверен юрист.

Причем, если проанализировать ситуацию, то выходит, что своими трюками с увольнением россияне в возрасте просто получают то, на что и так имеют право и что сами заработали годами и десятилетиям честного труда.

Источник

Похожие записи