ПОСЛЕДНЕЕ
Алексей Серебряков сыграл усталого следователя

Алексей Серебряков сыграл усталого следователя

Антон Елисеев и Алиса Хазанова сняли кино об уязвимости подростков

На фестивале «Пример интонации», проходившем в Санкт-Петербурге, состоялись две премьеры — «Белого списка» Алисы Хазановой и «Русских снов» Антона Елисеева. Оба они дебютанты по мировым стандартам. У Алисы это вторая после «Осколков» картина. Антон впервые снял полный метр после победившей на «Кинотавре» короткометражки «Хорошая девочка Лида». «Русские сны» он закончил за три дня до фестиваля.

Кадр из фильма «Белый список». Пресс-служба фестиваля

С «Белым списком» произошла невнятица. После появления в «Новой газете» статьи о подростковых группах смерти Роман Волобуев — ныне режиссер и сценарист, а когда-то кинокритик, написал в соцсетях пост, взволновавший Алису Хазанову. Она в тот момент заканчивала работу над своим первым фильмом «Осколки».

«Мы поняли, что тема нас волнует. У меня две дочери, — рассказывает Алиса. — Я принадлежу к первому поколению родителей, столкнувшемуся с тем, что их дети проводят много времени в Интернете. Мы не понимали, что там можно жить, а наши дети уже проводили там много времени. В какой-то момент я поняла, что диалога на эту тему нет. Все немного бесконтрольно, и от этого иногда страшно.

Захотелось сделать фильм и понять, что происходит с целым поколением. Потом мы уже выбрали форму псевдодетектива. Фильм следует законам жанра, но не до конца. Есть еще и другой срез. Мы часто видимое принимаем за действительное и не можем понять сути происходящего».

Сценарий написал Роман Волобуев, используя знакомые фамилии. В частности, упоминается продюсер Никишов, и немногие зрители, обратившие на это внимание, могут только догадываться, зачем это сделано. Чем-то насолил сценаристу продюсер «Перевала Дятлова» и «Эпидемии».

Вспомнился давний показ на Роттердамском кинофестивале дебютной кубинской картины, где упоминался известный российский продюсер. Одна из героинь рассказывала о его сексуальных привычках. Вот это была месть так месть. Но кто это мог прочувствовать, кроме горстки российских кинокритиков? Так и тут.

«Белый список» — примерно такая же группа, как «Синие киты». Ее участники должны совершить 12 шагов, и последний должен привести к трагическому финалу. Действие происходит в 2015 году. Кто в ответе за гибель совсем еще юных девушек, в фильме ответа нет.

В разговоре Алиса Хазанова скажет, что виновато равнодушие. «Система таким образом формирует человека, что у него атрофируется эмпатия, способность понять, что происходит с человеком, который рядом с тобой. Это проблема не сугубо российская, а мировая. Говорить об этом боятся. Так устроен человек, что ему не хочется говорить о страшных вещах».

Свой фильм Алиса Хазанова в большей степени адресовала родителям. Это сознательный художественный выбор. Съемки проходили в Подольске, застройка которого авторам фильма показалась геометрически интересной, создающей образ жизни в муравейниках. Большие дома там доминируют в сознании людей.

Именно в Подольск выезжает прямо-таки ролевая пара следователей, которым предстоит разобраться в обстоятельствах гибели девушек из вполне благополучных семей. Один следователь — усталый, со стажем, в исполнении Алексея Серебрякова. По словам Алисы Хазановой, его герой немного устал от профессии, но находит в себе силы оставаться порядочным человеком и выполнять свой долг. Серебряков переиграл массу аналогичных героев.

Второй следователь молод и готов в любой момент приударить за симпатичной девушкой, будь она хоть фигуранткой уголовного дела. Его сыграл Владимир Аверьянов. С молодым следователем произойдет странная метаморфоза. Он потеряет все, хотя подавал надежды, превратится в расплывшееся существо (тут уж гримеры постарались). Однако одержимости в расследовании деятельности групп смерти не утратит. По словам режиссера, за содействием к правоохранительным органам не обращались, но консультанты по обращению с оружием все-таки были.

В картине снимались молодые актрисы, замеченные европейскими фестивалями: Анастасия Красовская получила в Локарно за «Герду» Наташи Кудряшовой актерскую награду. Виктория Мирошниченко благодаря «Дылде» Кантемира Балагова стала номинанткой Европейской киноакадемии.

Кадр из фильма «Русские сны». Пресс-служба фестиваля

Антон Елисеев в полнометражном дебюте «Русские сны» далеко ушел от относительно жизнеутверждающей короткометражки, принесшей ему главный приз на «Кинотавре» в коротком метре. Там двадцатилетняя Лида пила прокисшее пиво, страдала от любви, готова была суп сварить на неделю и есть его с бойфрендом, подобно собакам (это особенности ее мышления). Тоже, в общем, мрак.

Художественным руководителем «Русских снов» стал Александр Сокуров. Это история подростка Коли, после смерти матери оказавшегося в деревне у бабушки, куда его определили органы опеки. В деревне со страхом ждут возвращения отца Коли из мест лишения свободы. Однако папашу, несущего одно лишь зло, мальчик и его брат Ваня больше не увидят.

Свой сценарий Антон Елисеев отправил на конкурс дебютов «Пример интонации», которым руководит Сокуров, и получил поддержку, снял в Свердловской области фильм о репродукции зла.

Юного героя ничего хорошего не ждет: вырастет — будет как отец. Лучший выход, по словам режиссера, — бегство. «Кто-то убегает физически, кто-то внутрь себя. Все мы убегаем от чего-то. Он был злым подростком, который дерется, наверняка пьет, курит. А его брат Ваня не был таким, но подвергался насилию (сексуальному в том числе. — С.Х.) со стороны отца, — рассказывает Антон Елисеев. — Если вы отъедете на 150–300 км от Екатеринбурга, то в любой деревне будут такие персонажи. Сто процентов.

Я вырос в такой деревне, где с малолетства бухают, курят, дерутся, ведут животное существование. Когда мне исполнилось 20 лет, то на мой день рождения покончил жизнь самоубийством парень. Так он поздравил меня. Мы выпивали, уснули, а когда проснулись, нам сообщили, что он мертвый на чердаке».

В картине снимались актеры из «Коляда-театра»: Тамара Зимина сыграла бабушку, Олег Ягодин — почти инфернального поджигателя. Участвовали и непрофессиональные актеры, в частности в роли насильника-отца. По типажу — спорный выбор. Юных актеров активно занимали физически. Чтобы раскрепостить Влада, сыгравшего Колю, на начальном этапе съемок давали ему много физического действия. Юру, который сыграл Ваню, отправили на неделю в деревню колоть дрова.

Начинающая сценаристка после показа высказала мнение о том, что в России много темного кино, почему бы не снять что-то позитивное. Вот она пишет «о хорошем, об успешных людях из хороших семей, которые живут в достатке». «Вы не хотите снимать про тех, у кого все классно и они живут в России?» — задала она вопрос. И получила ответ: «Любой фильм — это мироощущение. Все зависит от взгляда на мир. Чтобы вернуться в жизнь, нужно активно и много работать над собой. А у моих героев выхода нет. Они живут в глубочайшем сне, абсолютной неосознанности. У них два пути — либо медленно себя убивать, либо быстро. А в жизни все решаемо. Она большая».

Теперь принято задавать вопрос о референсах, о том, чем вдохновлялся режиссер. Кажется, что в случае Антона Елисеева — фильмами Сергея Лозницы, тем более что снимались у него тоже актеры из «Коляда-театра». Выяснилось, что источником вдохновения стал «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. Кому-то показалось, что «Русские сны» — попытка решить свои внутренние проблемы.

Источник: mk.ru

Похожие записи