Джон Ноймайер продлил Большому театру лицензию на балет  «Дама с камелиями»

Джон Ноймайер продлил Большому театру лицензию на балет «Дама с камелиями»

Первый солист ГАБТ Дмитрий Выскубенко: «Я показывал Ноймайеру всё, что готовил»

Большой театр на Исторической сцене готовит к показу один из самых роскошных и психологически напряженных спектаклей своего репертуара — «Даму с камелиями» Джона Ноймайера. Этот балет давно признан классикой XX века, и в этом сезоне великий американский хореограф, руководитель знаменитой труппы Гамбургского балета, продлил театру на этот спектакль лицензию.

Первый солист ГАБТ Дмитрий Выскубенко: «Я показывал Ноймайеру всё, что готовил»

Артем Овчаренко в партии Армана в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями». Фото предоставлено пресс-службой ГАБТ

Так что культовый балет, поставленный по знаменитому одноименному роману Александра Дюма-сына, снова в афише Большого. Из которой, собственно, никогда и не выпадал с 2014 года, то есть с момента премьеры этого спектакля в Большом театре. Худрук балета Большого Махар Вазиев вводит в балет и новых артистов. С исполнителем партии Гастона Рье Дмитрием Выскубенко накануне показов и побеседовал балетный обозреватель «МК».

Это ранний полнометражный шедевр хореографа, который был создан Ноймайером в 1978 году специально для Штутгартского балета, где когда-то он начинал как танцовщик. Поставлен он на сборную музыку Шопена в жанре редкой в наши дни балетной психологической драмы в 3 актах, и почти по Станиславскому. Здесь обилие актерской игры, но еще больше танцев с изощренными ансамблями и красивейшими любовными дуэтами. Каждый из дуэтов — «синий», «белый» и финальный «черный» (названы они по цвету роскошных платьев героини, неизменной деталью которых являются, конечно, камелии) — становится центром каждого из актов и до предела насыщен страстными эмоциями и поддержками. 

Повествование в спектакле разворачивается неспешно и обстоятельно. Почти все герои, которые есть в романе, есть и в балете. Всего тут более 90 персонажей!

Главные: это сама Маргарита Готье, самая знаменитая великосветская куртизанка XIX века и её поклонник Арман Дюваль, а также параллельные им персонажи из произведения аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (кстати первого в истории литературы психологического романа) — другая известная куртизанка эпохи рококо Манон и влюбленный в неё кавалер де Грие. 

С этими героями и их историей, так похожей на историю самих Маргариты и Армана, постоянно сопоставляют себя эти герои. Мы видим их сначала в балете, который смотрит Маргарита в театре-варьете (там происходит первая встреча и знакомство главных героев), а потом они возникают в сознании главных действующих лиц на протяжении всего спектакля.

Помимо четырех центральных, тут не меньше вторых, но таких же важных для этого спектакля ролей, как отец Армана месье Дюваль, друг Армана Гастон Рье, Герцог, граф N. Предусмотрены тут даже прохожие на Елисейских полях или зрители в театре, а также поклонники Маргариты, её няня, прислуга, гости на балу или в загородном доме, рабочие и распорядители аукциона и много кто ещё.

Дмитрий Выскубенко исполняет партию Гастона Рье в Мюнхенской Опере

Фото: Из личного архива

Стоит иметь в виду, что балетная история развивается нелинейно, то есть не постепенно от настоящего к будущему, как обычно бывает в балетах на основе литературных произведений. Ноймайер подходит к «Даме с камелиями» как филолог (хореограф имеет филологическое образование). Его хореографический текст напоминает филологический комментарий к разным уровням и глубинам произведения.

Мало того, что история начинается, как и в романе, с самого конца — после смерти главной героини. Так еще и разворачивается не только в настоящем, но и в прошлом. Время в спектакле как бы застыло уже в самом начале, и из этой точки мы словно на машине времени переносимся в минувшее. В казалось бы, безвозвратно ушедшее и такое счастливое время.

Помимо настойчиво всплывающего в балете образа аукциона, на котором распродают вещи умершей Маргариты (в каждом акте рабочие в какие-то моменты то и дело уносят со сцены распроданные вещи), Ноймайер, как и Дюма в романе, ведет повествование с разных точек зрения: кроме рассказа самого Армана, свою версию событий излагает в балете и его отец. Но самые возвышенные, поэтичные и пронзительные эпизоды показаны в 3-м акте, в заключительной сцене, когда Арман читает дневник уже умершей Маргариты.

Понятно, что зрители с нетерпением ждут появления на сцене Светланы Захаровой и Евгении Образцовой в роли Маргариты, Артема Овчаренко и Дениса Родькина в роли Армана. Должен был вводиться в балет и другой премьер Большого Егор Геращенко, но его дебют по неизвестным причинам пока отложили. Ведь в карьере, например, Светланы Захаровой эта роль культовая, в её исполнении отличается стилистической точностью, а в сцене смерти просто потрясает зрительный зал до слёз.

И Светлана Захарова, и Евгения Образцова хрупкостью своего облика очень точно подходят к роли Маргариты. Но и другие партии у Ноймайера в этом спектакле пристально, тщательно и не менее психологически достоверно выписаны. К актерской игре в своих спектаклях великий хореограф XX века относится особенно строго. Например, партия Гастона Рье. Эту важную в спектакле, по сути премьерскую партию, впервые в Большом театре исполнит Дмитрий Выскубенко. Мы с ним поговорили накануне спектакля.

— Во всех своих балетах Ноймайер уделяет внимание не столько даже технике, сколько именно актерскому мастерству. Он следит за этим, и все партии в каждом его балете и у каждого персонажа должны быть идеально выточены. У каждого персонажа свой, отличный от других характер, – говорит мне Дмитрий.  

Дмитрий Выскубенко исполняет партию Гастона Рье в Мюнхенской Опере

Фото: Из личного архива

Танцовщик славится не только филигранной и отточенной техникой исполнения, легким прыжком и прекрасным вращением, но, помимо этого, именно своим актерским мастерством. Он известен широкой российской публике по популярному фильму «Мой папа Барышников» (2011), где исполнил главную роль. Действие происходит в 80-е годы, перед самой перестройкой, а его герой учится в балетном училище и рассказывает всем одноклассникам, что будто бы настоящий его отец — проживающий в Америке легендарный русский танцовщик Михаил Барышников.  

С тех пор Дмитрий успел закончить Московскую академию хореографии, 6 лет проработал солистом Мюнхенской Оперы, где под руководством легендарного танцовщика Игоря Зеленского исполнял ведущие балетные партии. Выскубенко стал лауреатом множества международных балетных конкурсов, а на последнем и самом престижном из них, Московском, что прошлым летом проходил в Большом театре, завоевал серебряную медаль в старшей группе. Эта победа и предопределила его приглашение в Большой. 

Руководитель балета Махар Вазиев пристально следил за успехами этого танцовщика. Заметил его ещё в училище и уже тогда приглашал присоединиться к труппе Большого. Теперь это наконец случилось.  

Дмитрий Выскубенко исполняет партию Гастона Рье в Мюнхенской Опере

Фото: Из личного архива

С началом сезона Дмитрий Выскубенко уже станцевал в первом театре страны большинство ведущих партий, таких, как принц Зигфрид в балете «Лебединое озеро», Лорд Вильсон/Таор в «Дочери фараона», Джеймс в «Сильфиде», Антуан Мистраль в «Пламени Парижа», князь Федериче в только что состоявшемся возобновлении балета Пьера Лакотта «Марко Спада» и многих других. Интересно, что Дмитрий готовил и танцевал роль Гастона Рье с самим Джоном Ноймайером ещё в Мюнхене. И вот теперь покажет эту коронную партию своего репертуара уже в Большом.

— Это такой интересный, даже забавный персонаж – продолжает рассказывать о своем герое Дмитрий Выскубенко. — Он друг Армана и знакомит его с Маргаритой. Присутствует на всех светских вечеринках. То есть он, что называется, «заядлый тусовщик».  

И ведёт себя по тем временам чересчур свободно. Если говорить современным языком —  он откровенный бабник, то есть спокойно «подкатывает» ко многим красивым девушкам. И учит этому Армана. В конце балета, в третьем акте, во время «Золотого бала», когда Арман напивается, у них происходит конфликт. Я эту партию готовил и танцевал в Мюнхене, к нам приезжал Ноймайер, и я ему показывал лично, всё что готовил. Он говорил о своих пожеланиях, которые я, конечно же, учитывал. 

Источник: mk.ru

Похожие записи