ПОСЛЕДНЕЕ
Эдгард Запашный привез в Мариуполь цирк-шапито

Эдгард Запашный привез в Мариуполь цирк-шапито

Зрителей защищает ФСБ

Новость из Мариуполя об открытии в пострадавшем от боевых действий городе цирка-шапито — одна из тех, которые вселяют надежду на завтра. О знаковом событии, свидетельствующем о возвращении нормальной жизни на юг ДНР, корреспондент «МК» побеседовал с народным артистом РФ Эдгардом Запашным и администратором донецкого цирка «Космос» Александром Клюевым, занимающимся организацией выступлений российских коллег.

Фото: t.me/circusrnd

Писатель Аркадий Аверченко называл детей, пострадавших в годы революции, «травой, примятой сапогом». Это определение можно перенести на детей Донбасса, видевших своими глазами боевые действия, отличающих по звуку, какой снаряд летит в их сторону.

Но если классик считал, что полураздавленный стебелек способен приподняться под теплым дыханием ветерка и снова шелестеть о своем, о малом, о вечном, — в это должны верить и мы. Эдгард Вальтерович Запашный в целительную силу цирка верит точно:

— Там люди живут в ужасе несколько лет, на сегодняшний день у них нет практически никакой формы отдыха. В Мариуполе только цирк и зоопарк — и всё. Иногда какие-то артисты выступают где-то на улицах. А нужно давать детям возможность окунуться в детство, которого у них не было. Мы, взрослые, должны понимать, что у детей этих регионов не было детства. Нужно лечить детей, получивших не только физические, но и эмоциональные травмы. А цирк — хорошая терапия.

Фото: Наталья Жукова

— Насколько востребованы представления в приморском городе? И почему был выбран формат шапито? Разве в Мариуполе при СССР не было специализированного здания?

— В своем телеграм-канале я опубликовал видео очереди в Мариупольский цирк, уверен, что все пятьдесят концертов пройдут с полными залами. Город не вошел в число городов, где Советский Союз построил цирк, несмотря на то что Украинская ССР была второй после РСФСР республикой по их количеству. Поэтому Министерство культуры и компания «Росгосцирк» решила установить шапито — никакой другой подходящей площадки для работы не существует.

— Артисты не боятся ехать на Донбасс?

— Здесь ни в коем случае нельзя обобщать: «артисты боятся» или «артисты не боятся» — всегда присутствует человеческий фактор. Но 99% моих коллег не то что не отказываются, а хотят работать на новых территориях. В Луганске сменилось несколько программ, только закончил гастроли коллектив Андрея Дементьева-Корнилова, выступающего со слонами. Дрессировщики Виктор Тихонов и Ренат Касеев, воздушная гимнастка Екатерина Дмитриева, клоун Виктор Сильченко сами изъявили желание поехать в Мариуполь. Тихонов с первого дня начала СВО сказал: «Когда угодно и куда угодно». Это не показное геройство, а искреннее желание быть нужными.

— Представители династии Запашных планируют выступить в Мариуполе? Лично вы?

— Шапито только-только начал свою деятельность, в первый состав мы не попали, я беседовал с главами ДНР и ЛНР и сказал, что мы ждем отмашки — и тут же приедем. Но следует учитывать важный момент. Я не хотел бы, чтобы кто-то подумал, что я чего-то избегаю, — в Донецке и Луганске я был несколько раз за эти девять лет, принимал участие в цирковых и нецирковых мероприятиях, я активно себя веду, и мой брат в том числе. Но «большая звезда» (назовем это так) — это всегда особый пункт для них (украинской стороны), им нужен резонанс…

Фото: Наталья Жукова

— Да, вы сразу станете мишенью, это очевидно.

— И подставлю других. Так что пока мы будем приезжать «стихийно», как было с открытием. Не анонсировать заранее такие перемещения настойчиво просят руководители республики.

— В украинских СМИ постоянно пытаются показать утраченные Киевом города «безлюдными» — я помню несколько фотогалерей «безлюдных улиц Донецка», сделанных кем-то в шесть утра. Показался ли Мариуполь вам опустевшим?

— Я побывал там в компании гендиректора «Росгорцирка» Сергея Белякова и поймал себя на мысли, что он всматривается в окно машины и радуется встреченным нами детям. Я спросил его: «Почему?» Он ответил: «Эдгард, два раза я посещал эти места и на тот момент не встретил ни одного ребенка. А теперь они сюда либо вернулись, либо их повытаскивали из подвалов и бомбоубежищ». На открытии зал действительно был полон, и 80% — это были дети. Первое представление было полностью благотворительным, поэтому я видел нескольких ребят на инвалидных колясках, на костылях, без рук, с очевидными травмами. Много детишек было разных…

Проблема обеспечения безопасности любого массового мероприятия в новых регионах всегда стоит очень остро. Об этом мы и беседуем с администратором донецкого цирка «Космос» Александром Клюевым, который курирует проект в организационном плане.

— Александр Николаевич, насколько Мариуполь сейчас можно считать «тыловым» городом, какие дополнительные меры принимаются для защиты зрителей и артистов?

— С нами сотрудничает крупнейшая в России охранная служба «Бастион». Когда идут представления, приезжает ФСБ — караулит по периметру. Естественно, задействована и полиция — несколько нарядов. Перед каждым выступлением у нас ходит кинолог с собакой — под рядами, в туалетах проверяет все подозрительные пакеты и так далее. Все на высшем уровне!

— Стоит ли ожидать провокаций с украинской стороны?

— На самом деле наш цирк для них — это «большое пятно», не заметить его невозможно. Я каждый день боюсь, потому что там дети. Но шесть представлений мы уже дали, пока все слава богу.

Александр Клюев рассказал, что в шапито 820 мест, и в День России все билеты разошлись полностью. На первое представление даже доставляли стулья, потому что люди приезжали издалека, и всех удалось разместить.

— Мой помощник раздает билеты-флаеры в междугородних автобусах. Тельманово, Новоазовск, Старобешево — о нашем цирке знают все. Мы охватываем весь юг Донбасса, — заключил Александр Клюев.

Источник: mk.ru

Похожие записи