Фестиваль польского кино завершился победой фильма об отцах, покинувших семьи

Фестиваль польского кино завершился победой фильма об отцах, покинувших семьи

Историю польского безработного зрители готовы были смотреть без звука

Гран-при 14-го Фестиваля польского кино «Висла» получила картина «Как можно дальше отсюда» Петра Домалевски «за продолжение традиций кино морального беспокойства». Жюри возглавляла продюсер и гендиректор «Москино» Наталья Мокрицкая. Эта же картина отмечена призом зрительских симпатий. Сам режиссер, как и другие польские кинематографисты, не приехали в Москву по понятным причинам. В ближайшее время «Висла» отправится в другие российские города.

Зофья Стафей в фильме «Как можно дальше отсюда». Пресс-служба фестиваля «Висла»

Петр Домалевски не раз представлял свои картины в России. Теперь его героиней стала семнадцатилетняя Оли из небольшого польского городка. В главной роли дебютировала  очень способная двадцатилетняя актриса Зофья Стафей. Девушка живет с матерью и братом-инвалидом. Ее отец на заработках в  другой  благополучной стране. Где именно — не так уж и важно. Таких, как он, — миллионы. Они зарабатывают деньги, чтобы обеспечить семьи, никогда не возвращаются и становится чужим для собственных детей. Оли толком  не знает отца. Единственное, что ее волнует, это то, что он пообещал купить ей машину. И только когда отец погибнет в результате несчастного случая на производстве, все изменится. Оли отправится в чужую страну, чтобы перевезти прах на родину. Больше некому. Только в Ирландии выяснится, что ничего Оли об отце не знает, как и многие другие дети, чьи отцы работают вдали от дома.  Даже в морге она не сможет назвать  его особые приметы, чтобы опознать тело. У отца, как выясняется, была  отдельная от них жизнь, другая женщина, с которой Оли встретится. Получилась минималистичная, близкая к документальной стилистике и очень актуальная, отлично сыгранная картина. 

Кадр из фильма «Снега больше не будет». Пресс-служба фестиваля «Висла»

Второе место (здесь как в спорте распределяются награды) получил фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовски. Массажист Женя из Припяти, роль которого сыграл британский актер и уроженец Киева Алек Утгофф, тоже приезжает на заработки, но уже в Польшу из Украины. Каждый день с утра и до вечера он  проводит в элитном поселке, врачуя под музыку Шостаковича клиентов.  Его руки способны снимать боль, исцелять не только тела, но и души. Сильный и экзотичный Женя отличается от мужчин, населяющих этот благополучный островок, расположенный в стороне от большого города. Многие пациентки  испытывают к своему массажисту влечение. И Женя, родившийся в чернобыльской зоне спустя семь лет после катастрофы на АЭС, становится их властелином.  В картине снимались прекрасные польские актрисы Агата Кулеша и Катажина Фигура. Все роли хороши, а типажи узнаваемы. 

Третье место — у «Марийки» Дарьи Вошек «за всепобеждающую женственность». Ее героиней стала  пятидесятилетняя Мария — одинокая сотрудница супермаркета, квартира  которой заставлена статуэтками Девы Марии. Жизнь идет, и ничего примечательного не происходит: чуть-чуть мартини по вечерам, ванны при свечах, чтение  любовных романов. Только гормональная терапия придаст унылому существованию особенный вкус.  

Давид Огродник в фильме «Икар. История Метека Коша». Пресс-служба фестиваля «Висла»

Жюри уравновесило лимит призового фонда спецдипломом Давиду Огроднику за исполнение главной мужской роли в фильме «Икар. История Метека Коша» Мацея Пепшицы. Он основан на биографии знаменитого польского пианиста и композитора Мечислова Коша, в детстве потерявшего зрение и оказавшегося на попечении монахинь. Музыка стала его спасением, но от ранней гибели не уберегла. Кош победил в международном конкурсе, достиг высот в джазе. В его жизни появился человек, способный все изменить. Но в 29 лет он умер. Возможно, это был добровольный выбор. 35-летний актер Давид Огродник, сыгравший главную роль, известен  по  оскароносной «Иде» Павла Павликовского, последней картине польского классика Ежи Сколимовского «11 минут», «Олегу» Юриса Курсиетиса (Латвия-Литва-Бельгия-Франция), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.  

Во внеконкурсной программе «Женский взгляд», а он присутствовал как никогда весомо во всех фестивальных секциях, показали триллер «Прибежище» Ренаты Габриельски, снятый в копродукции Польши и Люксембурга. Ани и Том — молодые люди из США — путешествуют по французскому захолустью. Деньги у них заканчиваются, и они находят работу в живописном и уединенном поместье, где происходят загадочные события. В книжном шкафу у хозяина стоят книги и чистыми страницами, а в отдаленном уголке сада обнаруживаются захоронения то ли людей, то ли собак. Собаки там вообще мистические. Рядом с домом — цветущее лавандовое поле, куда проход запрещен. По ночам там появляются люди, напоминающие мертвецов. Роль хозяина дома сыграл колоритный шотландский актер Стивен Брэнд. В небольшой роли медицинского работника снялась польская звезда Йоанна Кулиг, которая так прекрасна в «Холодной войне» и «Иде» Павла Павликовского. В «Прибежище» ее сразу не узнаешь. Фотогению не убьешь, но  роль проходная, как это бывает, когда звезду национальной кинематографии приглашают в международные проекты.   

Петр Журавски в фильме «Марцель». Пресс-служба фестиваля «Висла»

В короткометражной программе «Короче говоря» участвовала картина «Марцель» Марицина Микульски Студии Мунка. Ее герой, которого сыграл 35-летний актер Петр Журавски, — ничем не примечательный человек. Марцель живет один, наблюдает из окна за происходящим в чужой квартире. Он теряет работу и непонятно на что существует. Его фраза «Моя жизнь стала напоминать польскую психологическую драму» вызывает бурную реакцию зала.  Показ 26-минутной картины, половина которой прошла как немое кино, поскольку звук пропал и восстановить его не удалось, предлагали приостановить. Однако  зрители потребовали продолжения. Всем было интересно, чем закончится история несчастного безработного, его встреча  с женщиной, за которой он наблюдал из окна. Так и смотрели без звука, что само по себе удивительно. Все емко и понятно без слов Двадцатиминутная документальная картина «Конец сезона» Станислава Цуске той же Студии Мунка, представленной отдельным блоком, — зарисовка о пожилых супругах, отправившихся в ностальгический тур по озерам, где они провели свои лучшие дни. Слова им не нужны. Герои в основном молчат, каждый из них думает о своем. Сразу не поймешь, актеры перед нами или реальные люди. Старик немного наигрывает, а вот его жена выразительна и органична. Камера позволяет любоваться ее возрастом, следами прожитой жизни. Редко такую удивительную героиню увидишь в кино, хотя на фестивале было много  женских открытий.  

Источник: mk.ru

Похожие записи