Художник создал серию «говорящих» абстракций из забытых языков

Художник создал серию «говорящих» абстракций из забытых языков

Мика Зон нацарапал осмысленную бессмыслицу

«Алеф» — первая буква еврейского алфавита, соответствующая букве алфавита финикийского, которая, в свою очередь, произошла от египетского иероглифа. Первоначальный смысл буквы, напоминающей голову быка, до нас не дошел, но сейчас с помощью нее в математике обозначают бесконечное множество. Именно такое название получила выставка молодого художника Мика Зона в галерее К320, которая отметила этим проектом свое двухлетие. Серию абстракций 26-летний художник создал, выцарапывая на холсте тексты на древних забытых языках, которые невозможно прочесть.

Фото: Мария Москвичева

Галерея К320 — сама по себе явление. В начале 2022 года две девушки, художница Настя Белая и искусствовед Саша Боева, превратили две комнатки на одном из этажей огромного бывшего административного здания крупной энергокомпании в независимую площадку современного искусства. Создали место для тихих культурных встреч, где молодые художники могли бы показывать новые работы. На текущий конкурс свои предложения уже прислали несколько сотен авторов. И надо сказать, что интерес к подобным кулуарным местам, где не бывает случайных людей, все возрастает. В арт-среде небывалый бум на арт-квартирники и локальные галереи, которые не ставят никаких коммерческих задач, а фокусируются на интеллектуальном общении.

Фото: Мария Москвичева

Выставка «Алеф» Мика Зона, созданная специально для этого места, как нельзя лучше подходит для размышлений. В первом зале всего три работы — одна целиком красная и две — черных. Только на первый взгляд издалека — это чистый цвет. Если присмотреться, то каждая работа исцарапана непонятными буквами. Все они взяты из языков, на которых люди писали тысячи лет назад и которые современный человек не в силах расшифровать. В выдержках из древних текстов должны быть сокрыты мудрость и знание, но нам они недоступны. Надписи наслаиваются друг на друга, порой сверху закрашены несколькими слоями краски, поверх которых еще текст и еще слой. Причем буквы не написаны на холсте, а выцарапаны (такая техника называется граттаж), и наминают первобытные рисунки каменного века или примитивный счет из засечек.

Фото: Мария Москвичева

— Парадокс, что люди черпают знания в прошлом, но понимание самой древней письменности утрачено. Здесь смысл первоисточника стирается, превращаясь в абстракцию. В наше время сложно придумать символику, которая ничего не обозначает. А художнику это удалось — он создал текст без текста. Смысл в том, что перед нами совершенная бессмыслица, которая ничего не говорит и при этом говорит все, — рассказывает Настя Белая.

Фото: Мария Москвичева

Не случайно куратор выставки Роман Шалганов вынес в описание выставки в качестве эпиграфа цитату из «Вавилонской библиотеки» аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса: «Мне известен дикий край, где библиотекари отказались от суеверной и напрасной привычки искать в книгах смысл, считая, что это все равно что искать его в снах или в беспорядочных линиях руки… Они признают, что те, кто изобрел письмо, имитировали двадцать пять природных знаков, но утверждают, что их применение случайно».

Фото: Мария Москвичева

Во втором зале, однако, абстракция обретает смутные очертания. Тут еще три работы, созданные несколькими цветами с помощью подтеков. Одна из них накинута на фальш-стену, словно полотенце на сушилку. По краешку холста в черных потеках проходит загадочная витиеватая линия из неизвестного древнего источника знаний. Рядом — еще две работы, образующие пару. На одной красочные капли текут вверх, на другой вниз. Одна подвешена под самым потолком, другая наполовину лежит на полу. В каждой из них можно вообразить предметный сюжет. Кажется, что вот подоконник с тлеющей свечой, вот многоэтажка с бесконечными окнами, а там, вдали — мост с круглыми арками. Но с той же легкостью все эти образы могут оказаться миражом одного зрителя. Другой увидит что-то свое. Человеческое сознание на рефлекторном уровне привыкло искать смысл. Чем дольше смотришь, тем больше кажется, что улавливаешь подтекст в условных символах, и тем больше понимаешь, что за обращением к древним письменам стоит связь с современным языком, где высказывание может иметь полярный смысл или никакого вовсе.

Источник: mk.ru

Похожие записи