Инопланетяне посадили картошку в российской глубинке

Инопланетяне посадили картошку в российской глубинке

На выставке «Общее будущее» показали сценарии грядущего

Что будет, если инопланетяне высадятся в российской глубинке? А что, если человек придумает способ стать бессмертным? Или научится строить города в космосе – какими они будут? На выставке «Общее будущее» в Галерее на Шаболовке молодые художники представили сценарии грядущего. Проект стал продолжением выставки «У ворот коммуны» – первого вернисажа на выставочной площадке, которым она вновь открылась после полугодового перерыва в работе. То исследование опиралось на утопические идеи, возникшие на заре советского государства – сто лет назад. Однако, в футуристическом продолжении слышны не только отзвуки далекого прошлого, но и сегодняшнего настоящего.

Амфибии, дарующие бессмертие

Фото: Мария Москвичева

Выставка начинается с коллективного портрета, частью которого может стать зритель. Перед нами диптих «Восток-Запад» Катерины Серьезной – фотопечать на зеркале. На одной работе десятки людей в одинаковых костюмах превращаются в пиксели, среди которых есть зеркальные «пробелы». На соседнем коллаже – эти пиксели уже напоминают траву, растущую среди зеркальных берез, по которым бредет одинокая фигура, почти растворяющаяся в коллективном пространстве. Таким образом автор размышляет о цикличности, где «западная индивидуалистическая модель сменяется восточной коллективистской». Быть может, сейчас и происходит такой поворот? К чему он может привести?

Об этом – основная экспозиция, придуманная и логически выстроенная куратором Александром Кремером. Она открывается во многом комичной видеоработой «Прибытие» группы Sodruzhestvo, созданной в жанре документальной научной фантастики. Фабула такова: инопланетяне прилетают на Землю и оказываются в глухой деревеньке. Местные жители встречают их добродушно. Старушка учит сажать картошку в огороде и по ходу дела рассказывает о своих проблемах: про маленькую пенсию, десять правнуков и соседа, который украл банки. Жизнь за пределами Земли мало волнует бабушку: «Никаких интернетов нам не надо, дал бы бог здоровья». Контакт с местными мужиками-трактористами развивается примерно так же – они не пугаются странных светящихся существ и рассказывают им о поломках своих машин. Представители внеземной цивилизации вскоре осваивают лопату и растворяются в неспешной деревенской жизни, которая, кажется, ничем не отличается от сегодняшней.

Следующая фантазия представляет будущее, где одна биоинженерная компания научилась создавать искусственные живые организмы, которые помогают стать сверхчеловеком. Стоит присоединить к своему телу существо, напоминающее моллюска, как – улучшается память, здоровье, человек становится бессмертным. Все это приводит к «живой революции», которая в корне меняет жизнь людей. Но вместе с плюсами возникают и проблемы, которые, опять же, во многом созвучны современным. Появляются те, кто считает, что нельзя жить за счет другого живого существа, другим не хватает денег на покупку амфибии, – эти люди становятся изгоями. Их не нанимают на работу, а детей определяют в отдельные школы – для «неблагоприятных». У кого-то обостряются фобии – несмотря на то, что люди перестают болеть, стареть и умирать, вдруг появляется страх смерти, который приводит к тому, что человек перестает выходить из дома. Все эти нюансы бессмертия рассказываются через истории конкретных людей, которых мы видим на фотографиях (с амфибиями на теле) и читаем их личные истории под снимками.

Космические объекты на основе работ авангардистов прошлого

Фото: Мария Москвичева

Серия работ на выставке посвящена советским проектам, которые могли бы быть реализованы в будущем. Так, Анна Дмитри с помощью нейросетей представляет объекты Лисицкого и Татлина, Чернихова и Малевича в виде космических станций, работающих на орбитах разных планет. Собственно, многие из них и были мечтой о космическом будущем, и стали прообразами реальных летательных аппаратов, так что резонно именно так визуализировать межгалактические города. Похожая идея у Елены Шаргановой, которая рисует (уже без нейросетей) мегаполис будущего на основе проекта Чернихова и Корбюзье, но соединяет его с архивной картой ее родного Нелидово – маленького шахтерского города в Тверской области. Арт-дуэт Len I inn перерабатывают «Памятник III Интернационалу» Татлина в новом варианте, создавая «башню образцовой коммуны». В макете монумента читается его авангардный «скелет», но он словно обрастает кожей, превращаясь почти живое существо.

Башня Татлина в коммуне будущего

Фото: Мария Москвичева

Финальной точкой становится аудиовизуальная инсталляция Анны Кириллиной – в виде мягкой фиолетовой будки с шипами. Нужно зайти внутрь, чтобы услышать множество голосов, которые соединяются в странную мелодию, где есть медитативные и тягостные ноты. Этим общим и в то же время разрозненным гулом художница говорит, что светлое будущее требует не только развития технологий, но и поиска новых ценностей и смыслов. Мы так и будем наступать на одни и те же грабли, если не пройдем духовную эволюцию, которая должна быть основана на уважении традиций и умении принимать разнообразие.  

Источник: mk.ru

Похожие записи