ПОСЛЕДНЕЕ
Культурный кот России

Культурный кот России

Проект русского паблик-арта в «Музеоне» выводит современное искусство в массы

31 мая на Крымской набережной официально открывается совместный проект Московской международной биеннале современного искусства, Третьяковской галереи и Парка Горького. У него нет единого краткого названия, но есть жанр — паблик-арт, современное искусство для демонстрации в открытых пространствах всем желающим увидеть. И еще есть задача: сделать так, чтобы современное искусство открылось широкой публике, и это открытие было бы взаимным.

Проект русского паблик-арта

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте в виду: работа двусторонняя, поэтому можно и нужно обойти объект кругом. Если смотреть не торопясь и в компании, можно увидеть много интересного — и в первую очередь, дань уважения советской монументальной мозаике.

За углом, на том фасаде, что смотрит в сторону бронзового Петра Великого — еще три мурала. Поменьше, зато отменно яркие и каждый в своей стилистике. Это победители второго элемента проекта — открытого конкурса юных художников, организованного Российским движением школьников. Эффектнейший, дизайнерский силуэтный кот, оставивший на черном квадрате алые следы — крайний слева, то есть зрительно открывает серию. Всего же на открытом конкурсе школьных работ — 45 лауреатов в трех возрастных категориях и с широчайшей географией. Они «развешаны» на стендах вдоль набережной, и это тот самый случай, когда выставка детских работ стоит того, чтобы по ней не скользнуть взглядом, а уделить хоть полминуты каждому рисунку.

Потому что тема конкурса была — «Что такое русское искусство». И то, как авторы возрастом от 8 до 16 лет эту тему раскрыли, говорит о многом. Можно увидеть, что Санкт-Петербург отличается утонченной классической вышколенностью — а чего ждать от города, где родилась русская академическая художественная школа вообще? Далее, русское искусство — свое для ребят совершенно независимо от региона, имени и фамилии. Куда больше зависит от стилистики и, видимо, конкретного наставника.

Ну и главный вывод — котиков любят все. Этих животных так много, что уже практически очевидно: если бы герб России выбирали нынешние дети и подростки, на геральдический щит попал бы именно кот.

Проект русского паблик-арта

В самом парке, где исторически запутанный лабиринт аллей с памятниками и другими артефактами эпохи — третий компонент проекта: воплощенные идеи студентов-сценографов ГИТИСа.

Самый заметный из них — серия «Отражения»: просто и гениально было поставить за некоторыми статуями зеркала «в полный рост». Чтобы и внимание на многие композиции обратили, как в первый раз — ведь многие вещи гуляющие не слишком замечают, скорее, проскальзывают взглядом. Символически «освежили» сиротливый, так и не «взлетевший» Книжный домик — на его фасаде теперь полупризрачная, полуврубелевская Царевна-Лебедь.

Еще две работы оказалось удобнее и эффектнее воплотить в виде дополненной реальности — это личные «Воспоминания» одной из художниц, связанные с парком, и «Головы для хранения ненужного мусора». С их реализацией помогли участники Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters.

— Нам очень важно было, что современное искусство пришло в парк, в центр большого города, в открытое пространство, — говорит автор идеи проекта Юлия Музыкантская, руководитель Московской международной биеннале современного искусства. — Общественное пространство — не галерея и не музей, здесь необходимо рассчитывать на восприятие максимально широкой аудитории. И я вижу, что это хороший шанс для современных художников и массовой публики перестать бояться друг друга.

Добавим: и сформулировать, в дополнение к превратившемуся в полноценную классику авангарду, культурный код (или кот?) народного в лучшем смысле слова современного искусства. И этот процесс, кажется, идет на наших глазах.

Источник: mk.ru

Похожие записи