Легенде Большого балета Вячеславу Гордееву исполнилось 75

Легенде Большого балета Вячеславу Гордееву исполнилось 75

Но юбилей ему отмечать некогда

Звезда советского балета, танцовщик Большого театра его золотой эпохи, худрук балетной труппы главного театра страны в 1995–1997 годах и вот уже почти 40 лет художественный руководитель труппы «Русский балет», балетмейстер, хореограф, педагог, народный артист СССР…

И всё это Вячеслав Гордеев. 3 августа самый рафинированный советский танцовщик отмечает 75-летний юбилей.

Фото: russballet.ru

— Сейчас труппа «Русского балета» находится на гастролях в Китае. Два месяца уже там. Выступают везде — в Пекине, Шанхае, китайской провинции. За 62 дня дали 64 спектакля. И Вячеслав Михайлович с ними. Вначале он поехал на две недели, вернулся, потом был в Китае еще две недели, и вот сейчас к концу гастролей опять туда уехал, — рассказывает педагог-репетитор коллектива, а в недавнем прошлом незабываемая прима «Русского балета» Масами Чино (на фото). В труппе японская балерина с 1990 года, то есть уже 33 года. Она знает юбиляра как никто другой из артистов компании.

Фото: russballet.ru

— А я не могу дозвониться до Вячеслава Гордеева. День рождения он будет отмечать в Китае?

— Нет, все-таки в Москве. Но широко отмечать юбилей он не собирается. Некогда. Впереди у труппы гастроли в Петербурге. В сентябре — опять Китай. Но в октябре и ноябре планируется блок спектаклей «Русского балета», приуроченный к его юбилею. Будет спектакль и в Большом театре.

— Вы много лет вместе работаете. Расскажите о Вячеславе Михайловиче…

— Он замечательный. Я ему очень благодарна. Я иностранка, и он был единственным человеком в 1990 году, который брал иностранцев в труппу. Раньше это было совершенно невозможно. Еще до меня в труппе работала итальянка. Уже когда я танцевала, появился Морихиро Ивата. Потом были американка, австралийка, кореянка, много японских танцовщиков. Они приезжали, уезжали, возвращались. У труппы сейчас благодаря Вячеславу Гордееву большое количество спектаклей по сравнению с другими московскими труппами. Постоянно гастролируем. Вячеслав Михайлович создал крепкую в профессиональном отношении труппу.

— Когда вы пришли в «Русский балет», все было не так?

— Когда я только пришла, в труппе было где-то 30–35 человек. А сейчас в ней больше 60 артистов. Одни уезжают на гастроли, другие остаются и работают здесь. Вячеслав Михайлович не только значительно увеличил компанию, но и создал интересный репертуар. В начале моей работы здесь целых спектаклей еще не танцевали. Больше концертные номера. При мне поставили «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчика», «Спящую красавицу». То есть Гордеев создал в театре классический репертуар, но ставит не только классику в своих редакциях, но и собственные балеты: «Последнее танго», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка». Это все его хореография. «Щелкунчик» тоже его. Там только па-де-де Вайнонена. Остальное им поставлено заново.

Вячеслав Михайлович Гордеев — звездный ученик такого прославленного педагога, как Петр Пестов. Тогда тот только пришел в Московское хореографическое училище. Класс, где выпускниками были знаменитые впоследствии премьеры Большого театра Вячеслав Гордеев и его одноклассник по балетному училищу Александр Богатырев, оказался первым выпуском этого педагога, создававшего звезд. Потом он выпустит Владимира Малахова и Николая Цискаридзе, но Гордеев и Богатырев самые первые его ученики.

По окончании училища в 1968 году Вячеслав Гордеев тут же был принят в Большой. Танцевал абсолютно все, все ведущие партии в балетах Григоровича… Всю классику: принца Зигфрида в «Лебедином», причем и в старомосковской редакции Мессерера, и в балете Юрия Григоровича; Базиля в «Дон Кихоте»; принца Дезире в «Спящей красавице». Принц в балете Григоровича «Щелкунчик» стал знаковой партией этого танцовщика. С этого балета все и началось. Партия Арлекина в нем стала первой ролью Гордеева на сцене Большого театра, и танцевал он ее почти сразу, как только попал в труппу.

Основное качество этого артиста — академичность исполнения. Притом что чистота танца была в то время, прямо скажем, не в моде и находилась у советских танцовщиков где-то на заднем плане. Тогда увлекались элементами ультра-си, изобретали все новые и новые трюки, что было не очень принято, например, на Западе. Некоторые советские танцовщики, поражавшие публику техническими наворотами и элементами ультра-си, приводили западную критику подчас в шоковое состояние. Супертехничные элементы советской школы поклонники Баланчина на дух не воспринимали. А вот Гордеев среди советских танцовщиков выделялся не только огромным талантом, но в первую очередь академичностью.

Вячеслав Гордеев с труппой «Русского балета». Фото: russballet.ru

Эти его качества и подчеркивали зарубежные критики, называя его «обыкновенным божеством». «Он более западный по стилю танцовщик, нежели другие артисты труппы», — писал Арлин Кроче из авторитетного журнала New Yorker, описывая американские гастроли балета Большого в 1979 году. Тогда Гордеев был на пике своих возможностей, участвовал в трех из пяти балетов, которые легендарная труппа привезла в Новый Свет. «Он сильный, по-мужски красивый, у него совершенный стиль, а также дар иметь внешний вид абсолютного гения на сцене — не замороженного в картинку. На языке классического танца он говорит естественно и с удивительным поэтическим талантом. Он умеет соединять классический синтаксис в новые конструкции» — это из рецензии того же критика о гастролях Большого 1975 года.

Гордеев действительно был рафинированным классиком, но при этом еще и блестящим виртуозом. В его танце доминировали чувство стиля, благородство и отточенность позировок. А самым большим чудом в творчестве Гордеева стал дуэт с Надеждой Павловой. Таких в XX веке было всего три: Рудольф Нуреев — Марго Фонтейн, Владимир Васильев — Екатерина Максимова, а в 1973 году Вячеслав Гордеев становится постоянным сценическим партнером Надежды Павловой. На протяжении 12 лет, вплоть до 1985 года, они танцуют вместе. А в 1973-м Надежда Павлова, еще скромная ученица пермского училища, производит сенсацию — завоевывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. О дуэте Гордеев — Павлова говорит вся страна, ими восхищается весь мир.

— Во Владивостоке я была свидетелем того, как встречали эту пару. Это было что-то невообразимое. Точно так их восторженно принимали по всему миру и по всей стране, — рассказывает главный редактор журнала «Балет» профессор Валерия Уральская.

— Валерия Иосифовна, напомните, ведь Вячеслав Гордеев еще и самый первый лауреат единственной в России профессиональной премии «Душа танца», которую учредил ваш журнал?

— Да. Тогда среди восходящих звезд была Ульяна Лопаткина и Николай Цискаридзе. Как хореограф получал статуэтку «Душа танца» Борис Эйфман. А как творческого директора театра «Русский балет» мы чествовали Вячеслава Гордеева.

— Что вы можете сказать о нем как о творческой личности?

— Если говорить о нем как о танцовщике — а с этого надо начинать, — то это очень четкий, красивый, с отличной исполнительской классической школой танцовщик. Он технически чистый и элегантный, как это было у всех пестовских учеников. Он полностью вел весь репертуар Большого театра. Потом был в Большом театре художественным руководителем, практически с нуля создал свой коллектив, который очень много выезжал, гастролировал. Что касается Гордеева как хореографа, то тут я бы выделила его балет «Последнее танго» на музыку Пьяццоллы. Этот балет Гордеев ставил сначала для Большого театра, а потом перенес его и в свой коллектив. Из его классических редакций это, конечно, «Золушка». Гордеев как хореограф очень чутко отнесся к музыке Прокофьева. Одна из основных тем в музыке этого балета тема рока, и она Гордеевым была очень удачно решена. Вообще, все свои редакции классических балетов Вячеслав Михайлович ставит со знанием спектакля, отлично разрабатывает авторский хореографический материал. Да и вообще он работает очень активно, всюду член жюри, руководит кафедрой хореографии в ГИТИСе, ведет свой балетмейстерский курс. Я бы сказала, что это человек, сохраняющий традиции русской школы классического танца. И это очень ценно…

Источник: mk.ru

Похожие записи