Мюзикл Александра Журбина сыграли  в театре «Маска»

Мюзикл Александра Журбина сыграли в театре «Маска»

Экзорцизм по-еврейски

Мюзикл «Диббук» композитор Александр Журбин написал в рекордные сроки — настолько захватила композитора мистическая пьеса Семена Ан-ского, написанная более 100 лет назад. Готовое сочинение на либретто Влада Старчевского назвали «Между двух миров» (так назывался первый вариант пьесы Анского). Премьера мюзикла в постановке Нины Чусовой состоялась в новом театре «Маска» на Комсомольском проспекте.

Ефим Шифрин и Валерия Ланская. Фото: Предоставлено организаторами

Семен Ан-ский (настоящее имя Соломон Раппопорт) получил традиционное еврейское образование в религиозных учебных заведениях Витебской губернии. Как это нередко водится с юношами, отверг то, чему его учили, то есть ортодоксальный иудаизм, и начал сеять «ересь». А заодно изучать русский язык вместе с русской революционной мыслью. Получился крутой протестный замес, сделавший из Раппопорта не только литератора, но пламенного борца с режимом. Псевдоним Ан-ский придумал для своего соратника известный русский идеолог народничества Петр Лавров. Именно под этим именем писатель стал известен, прежде всего благодаря пьесе «Диббук». Премьера ее состоялась в Варшаве в 1920 году. Основанная на еврейском фольклоре, она выходит далеко за пределы этнической темы: это трагическая история двух влюбленных, сравнимая с «Ромео и Джульеттой», — лишь смерть соединила их сердца.

Пьеса стала основой многочисленных интерпретаций, в том числе выдающихся: Евгений Вахтангов поставил ее в 1922 году в театре «Габима» в Москве. Впоследствии труппе «Габимы» суждено было заложить основу самого знаменитого израильского театра. Так что злой дух из еврейской ашкеназской мифологии Диббук сыграл самую что ни на есть созидательную роль в становлении театрального искусства Израиля. Еще одна значительная интерпретация этого сюжета — балет Леонарда Бернстайна, созданный в 1974 году и поставленный в Большом театре в 2004-м.

Александр Журбин давно увлекся сюжетом Ан-ского. Мюзикл был написан много лет назад. Однако сценического воплощения ждал долго. И вот — впечатляющая постановка Нины Чусовой на новой сцене театра «Маска» в МДМ, месте уютном и очень хорошо оснащенном театральными техническими средствами: свет, звук — все на высшем уровне, как того требует высокотехнологичный жанр мюзикла.

В спектакле поистине звездный каст: великолепная Валерия Ланская в роли Леи, яркие, каждый со своей индивидуальностью, Александр Казьмин и Ярослав Баярунас в роли Хонона, проникновенные и лиричные Лика Рулла и Елена Моисеева (Фрада), колоритный Юрий Мазихин и острохарактерный Александр Резалин (Сендер), комичная Виктория Пивко (Ханна) — все эти артисты являются выдающимися мастерами жанра мюзикла. Отдельного поклона заслуживает Ефим Шифрин в роли Раби Израэля, который, как всегда, поражает своей глубиной, объемом личности, парадоксальным сочетанием юмора и драматизма.

Художник-постановщик Евгения Швец и хореограф Наталья Терехова помещают зрителя в атмосферу местечка, хорошо знакомую по классическому еврейскому мюзиклу «Скрипач на крыше». Здесь мужчины ходят как минимум в кипах, а по большей части в черных шляпах и с пейсами. Здесь чтят субботу и посещают синагогу. Здесь высшая мудрость выражена в советах ребе, а танцуют именно так, как танцуют в еврейских мюзиклах и нигде больше. Партитура Александра Журбина не этнографична, но вместе с тем наполнена еврейскими мотивами. Здесь нет прямых цитат, однако стиль и атмосфера проникнуты национальным духом. Чему во многом способствует саунд живого ансамбля — настоящего клезмер-оркестра под руководством Анны Петуховой, корифея российского мюзикла. Музыка насыщена прекрасными мелодиями. Она говорит со зрителем доступным языком, но при этом отнюдь не проста, что характерно для сочинений Журбина последних лет. В партитуре гармонично сочетаются приемы академической композиторской техники и демократичные мюзикловые форматы: сложная фактура, затейливые тональные планы, небанальные гармонии и выразительная, внятная интонация, вызывающая сильные эмоции. Весь арсенал средств работает на создание образов, которые по своему масштабу и глубине выходят на уровень серьезнейшей оперы.

Мистическое начало — а оно здесь доминирует, так как главный герой, которому не позволяют жениться на его любимой, становится злым духом, — эффектно реализуется художником по свету Иваном Виноградовым и видеохудожником Аланом Мандельштамом.

Мюзикл заканчивается печально. Дух Хонона изгнан из тела Леи. Обряд экзорцизма состоялся. Но нужно ли это самой Лее? Она предпочитает последовать за своим любимым в царство мертвых. Потому что любовь сильнее смерти.

Источник: mk.ru

Похожие записи