На ТВ вспомнили молодого Михалкова: одет, как ковбой, с надменной улыбкой

На ТВ вспомнили молодого Михалкова: одет, как ковбой, с надменной улыбкой

Не неделя, а какой-то праздник для киноманов. В кино ретроспектива Федерико Феллини, а по ТВ лучшие фильмы Никиты Михалкова. «Свой среди чужих, чужой среди своих» — настоящая классика, по-своему легенда, хотя, по сути, кино не для всех.

Никита Михалков в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Фото: Кадр из фильма

Картина вышла в 1974 году, и в это время в советском кино случился невероятный прорыв. Состоялись премьеры «Зеркала» Тарковского, «Романса о влюбленных» Кончаловского, «Не болит голова у дятла» Асановой. Все это фильмы разной степени народности, но даже на обывательском уровне интерес к кино, выходившему за рамки идеологических норм, был колоссальным.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» — фильм не очень-то советский. Михалкова тогда явно вдохновили вестерны Серджо Леоне, и режиссер довольно лихо адаптировал эту кинокультуру к советским реалиям. Но в итоге получился фильм не про красных и белых, а про дружбу, безрассудную смелость, приключения и, конечно, про горы, реки, пистолеты, пулеметы. В общем, вестерн, который в соответствии с географией потом решили обозначить как «истерн».

До сих пор впечатляет, как контекст последних лет Гражданской войны, время, которое в советском кино трактовалось весьма однозначно, вдруг спрятали за обжигающе энергичную игру Богатырева, Шакурова, Пороховщикова, Кайдановского, Калягина, Райкина, за картинку оператора Павла Лебешева, за музыку Эдуарда Артемьева. Не фильм, а клондайк впечатлений, причем не всегда попсовых.

Как и любое значительное произведение искусства, «Свой среди чужих, чужой среди своих» воспринимается по-особенному на фоне времен и нравов. В советских реалиях это был фильм режиссера-новатора, в перестройку, когда сюда привезли голливудскую продукцию, стало понятно, что еще в семидесятых в СССР могли снимать картины, которые отлично вписываются в мировую систему киноценностей.

Сейчас «Свой среди чужих, чужой среди своих» тоже воспринимается по-особенному. Этот фильм — начало эры Михалкова. Вот он в кадре, одет, как заправский ковбой, надменно улыбается. И впереди у него большое киноприключение. Скоро появятся «Раба любви», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Родня». В каждом из этих фильмов Никита Сергеевич, как и сейчас, гонял бесов. Но делал это во благо искусства и гуманизма. Вот ведь были времена.

ОХ УЖ ЭТА НАУКА

Ведущий программы «Чудо техники» Сергей Малоземов тестирует силиконовые лапки для чистки шерсти животных и проявляет в этом завидную фантазию. Среди тех, кто занимается на ТВ научпопом, Сергей, пожалуй, самый заметный, несмотря на то что в кадре он совсем не щедр на эмоции.

Сергей Малоземов.

Фото: Кадр из видео

Сдержанность и спокойствие, правда, не мешают Малоземову жонглировать всякими излишествами. В том же тестировании лапок, изделия, как потом выяснилось, малополезного, были использованы мощные спецэффекты в виде Аскольда Запашного и его диких кошек. Последние рычали чуть громче, чем принято в проектах, посвященных исследованиям.

В Британии и Америке программы с научно-популярной начинкой очень популярны, но подход к ним более масштабный. Там в ходе исследований приветствуется легкое безумие, а также взрывы, стрельба и разрушения. Впрочем, в последнее время на нашем ТВ всего этого с лихвой, особенно безумия, поэтому тишину кабинета г-на Малоземова логично принять за большое благо.

Можно предположить, что ведущие программ, которые на больших каналах показывают с утра и в выходные, сейчас ощущают себя людьми, занятыми вещами несвоевременными и неуместными. Ну, действительно, какие там умные брелоки, когда всех гораздо больше волнуют беспилотники. Но именно во времена, когда многие напуганы и растеряны, так называемое медитативное телевидение имеет немалое значение.

В этих программах люди разговаривают спокойными голосами, часто проявляют стремление сделать что-то полезное и никогда не пытаются показаться важнее, чем они есть на самом деле. Не исключено, что выглядит это иногда мелковато. Уж точно не так значительно, как попытки развенчать в эфире большую или маленькую ложь. Ирония в том, что в желании разобраться с лампой для загара команда «Чуда техники» гораздо ближе к журналистике, чем их коллеги с аналитического этажа.

Источник: mk.ru

Похожие записи