«Нам нужно вымыть наши окна»: Вахтанговский театр открыл сезон с мистификацией

«Нам нужно вымыть наши окна»: Вахтанговский театр открыл сезон с мистификацией

Кирилл Крок: «Мы живем не «от спектакля к спектаклю», а «от открытия к открытию»

Свой 103-й сезон открыл театр им. Евгения Вахтангова, где одна из самых больших трупп. Но на сборе, который начался в среду в полдень, казалось, что количество журналистов и камер превышает основной состав. Ажиотаж понятен: на сегодняшний день у «Вахтангова» самая сильная труппа, а театр — самый успешный не только в Москве, но и в стране. С подробностями от театра на Арбате — обозреватель «МК».

Марина Есипенко.

Фото: Виктория Зудина

11.30. Арбат. У служебного входа встречаю молодых артистов, которые пришли первыми: красотка Лада Чуровская, по первому образованию — балерина — и Денис Самойлов, прославившийся в роли Пьера Безухова в «Войне и мире». В коридоре, ведущем в фойе, у доски с газетными вырезками старейшая актриса Агнесса Петерсон. По коридору, пританцовывая и напевая, проходит актриса Марина Есипенко, третья в истории театра принцесса Турандот (первая — Цецилия Мансурова, вторая — Юлия Борисова). Как легкое дыхание, как ветерок. Подумала ей вслед: «Все-таки самые красивые артистки — здесь».

11.50. Фойе театра. Их новый главный режиссер Анатолий Шульев — у него это первый сбор, он уже начальник, который объявит планы и начнет получать либо благодарности, либо обиды от актеров, в зависимости от того, будут ли у них роли в новых спектаклях или нет. Но пока Толя, а для многих теперь Анатолий Федорович, сообщает мне, что у него родился сын, назвали его Платоном.

Шульеву и директору театра Кириллу Кроку Александр Олешко до начала сбора без особой торжественности, в тиши директорского кабинета, передал в дар для театра две фарфоровые статуэтки «Принцесса Турандот». Не простые, а уникальные экспонаты — копии с исторических, сделанных в 1972 году на Дулевском фарфоровом заводе (автор Бржезицкая).

— После ухода Юлии Константиновны Борисовой пришло время передать их театру, — говорит Александр Олешко. — Хочу, чтобы одна осталась в театре, а другая уехала в Дом Вахтангова во Владикавказе. Буду признателен театру, если они будут доступны для зрителей в память о нашей прекрасной Турандот. Что ж, хороший знак на начало 103-го сезона.

Анна Антонова и Евгений Князев.

Фото: Виктория Зудина

12.03. Зал Исторической сцены. На сцене экран, на котором буквально за три минуты визуально проносится жизнь вахтанговцев в прошлом сезоне. Но тут есть чем козырять — выпустили 11 премьер, сыграли 1102 спектакля в Москве и 97 на гастролях. Главным событием 102-го сезона театра Вахтангова стало, безусловно, открытие Дома Евгения Вахтангова во Владикавказе и гала-концерт «Вахтангов. Путь домой», посвященный этому знаменательному событию и 140-летию со дня рождения основателя театра — Евгения Богратионовича Вахтангова.

Слово берет директор Кирилл Крок, начавший свою речь не с мажорных нот:

— Ушедший сезон для Вахтанговского театра оказался непростым — я бы сказал, драматичным. Театр начал сезон без худрука (такое впервые после 1987 года, когда была введена эта должность и худруком был избран Михаил Ульянов). Из театра по независящим от нас причинам уволился главный режиссер Юрий Бутусов, и несколько месяцев мы работали без художественного руководства.

Но радостная перемена для нас, внушающая надежду, — в апреле главрежем стал Анатолий Шульев — выпускник режиссерской мастерской Римаса Туминаса, уроженец Владикавказа, родного города Евгения Вахтангова. В период художественного руководства Римаса Владимировича Туминаса театр Вахтангова достиг высочайшего художественного уровня. Мы стали жить, по словам Туминаса, не «от спектакля к спектаклю», а «от открытия к открытию». Сейчас, думаю, наша задача — не потерять линию горизонта, распахнувшегося перед нами вместе с недавними достижениями.

Особо Крок подчеркнул, что в течение сезона театр несколько раз отправлял в Донбасс гуманитарную помощь, которую собирал артисты и сотрудники театра.

Так же краток, как и директор, новый главный режиссер Анатолий Шульев, огласивший список будущих премьер. Первая состоится уже в конце сентября — «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя в постановке Олега Долина (Симоновская сцена). В это же время на Исторической сцене состоится уникальный проект «Приношение Рахманинову» с Юлией Рутберг и Национальным оркестром народных инструментов имени Н.П.Осипова. Две премьеры ждет Основная сцена — «Обыкновенного чуда» по пьесе Е.Л.Шварца в постановке Ивана Поповски с художником Марией Трегубовой и «Повести Пушкина» по пушкинской прозе, которую выпустят Анатолий Шульев с художником Максимом Обрезковым.

На Новой сцене будут работать режиссеры Владислав Наставшев («Повесть о Сонечке»), Эльдар Трамов («Пятерка теннисистам» по Т.Уильямсу) и Геннадий Шапошников («Севильский цирюльник» по Бомарше). На Симоновской сцене продолжится линия освоения прозы театральными средствами: Георгий Долмазян репетирует спектакль «Долгие годы» по одноименному роману Д.Лоуренс и киносценарию В.Дельмар «Уступи место завтрашнему дню», а Павел Пархоменко начнет работу над постановкой под названием «Горький. Рассказы». «Утиную охоту» А.В.Вампилова поставит выпускник ГИТИСа этого года Аскар Галимов.

Анатолий Шульев.

Фото: Виктория Зудина

Свою краткую речь главный режиссер завершил интригующей цитатой: «Быть может, мы теперь взрослее, поскольку наследуем опыт восприятия и занятий искусством многих поколений предков. В наследовании этого богатства кроется опасность скуки или стремление к оригинальности, что может вызвать отвращение к точности линии, тонкой форме или красивому цвету. А еще опасность простой манипуляции со старым материалом. Его эксплуатации, изощренной и бессердечной. Но подлинное избавление от этой усталости векового наследия состоит не в нарочитой уклюжести, не в грубости или бесформенности творчества. Не в том, чтобы все передавать в темных красках, не в брутальности изображения, не в смешении цветов от зыбкой неясности к серой беспросветности. Не в фантастическом усложнении форм до глупости и так далее к безумию. Прежде чем мы дойдем до этого, мы должны заново взглянуть на мир. Его краски должны снова ошеломлять, но не ослеплять нас. Мы должны вернуть себя в детство или задержать себя в нем. В любом случае нам нужно вымыть наши окна».

Интрига в том, что автор не был назван. «Это «человек из прошлого», я вам потом скажу», — пообещал Шульев.

— Ребята, да это я написал, — признался Сергей Маковецкий, когда все встали и пошли на фуршет. Шутку Сергея Васильевича оценили по достоинству.

В день открытия Вахтанговский театр на всех своих сценах показал пять спектаклей.

Источник: mk.ru

Похожие записи