Открыли закрытое: на «Фабрике» показали запрещенную выставку

Открыли закрытое: на «Фабрике» показали запрещенную выставку

Проект выпускников школы «Свободные мастерские» напомнил о странной истории в Музее современного искусства

Летом в Музее современного искусства (ММОМА) открылась выставка «Видовые особенности» выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские». Проект о «взаимоотношениях человека с самим собой и с окружающим миром» успели увидеть только свои: на следующий же день после вернисажа его закрыли, сославшись на «проблемы с сантехникой», что отчасти было правдой. В музее на Гоголевском бульваре затопило один из туалетов, но это не повод закрывать выставку выпускников своего же образовательного центра. Тем не менее бывших студентов с их работами попросили на выход. Спустя несколько месяцев художники повторили попытку высказаться, но уже на другой площадке. «МК» оценил реинкарнированную запрещенку на выставке «Открыть, закрыть, повторить» в Центре творческих индустрий «Фабрика».

Банановая галерея

Фото: Мария Москвичева

«Ощущение, когда тебя перебили прямо на середине фразы, и ты хочешь ее закончить или повторить сначала, чтобы завершить мысль и быть уверенным, что она понятна собеседнику», — так описывают свою мотивацию молодые художники, которые представили более 30 работ на выставке «Открыть, закрыть, повторить» под кураторством Эльдара Ганеева. Экспозиция не стала повторением закрытой в МОММА выставки — это скорее напоминание о несостоявшемся проекте (отсюда и название, напоминающее руководство к действию). На «Фабрике» нет ни одной точно такой же работы, но есть реплики.

Так, «Запоздалые цветы» Марины Горячевой — монохромный гербарий в автомобильной покрышке — из белых превратились в черные. На закрытой выставке, по словам автора, инсталляция символизировала тепло и любовь, теперь же любовь увяла. Рядом с черными цветами сидит вязаный персонаж Полины Савиной — это уже новая работа, но тоже печальная. Фигура, одетая в розово-голубой свитер и балаклаву с плетеными розами, грустно смотрит на «Запоздалые цветы» и говорит (текстом описания): «Ты думаешь, все зря? У меня ничего не получится? У нас есть шанс…»

Кошки-мышки

Фото: Мария Москвичева

Минорной оказывается и инсталляция Олега Жарова, представляющая собой выключенный открытый холодильник, который заполнен полупустыми банками, пластиковыми бутылками и контейнерами с надписями «объект». У каждого из них — свой четырехзначный номер. Инcталляция «Кошки-мышки» (без авторства) — тоже игровая и тоже минорная. Зрителю предлагается зайти в темную комнату, и в первые секунды кажется, что внутри ничего нет. Но потом глаза привыкают к тьме и начинают различать черные предметы: стол и стулья, вешалку с одеждой, кухонный гарнитур, диван, холодильник. Темная пустота оказывается наполненной обычной бытовой жизнью.

Колесо памяти

Фото: Мария Москвичева

Игровой арт-объект Марины Гусевой — тоже черный. Перед нами «колесо фортуны» наоборот. Рулетка, которую надо крутить, показывает семейную память по годам: 1918 — страх, 1921 — утрата, 1992 — талант, 1964 — свобода; рядом со словом «любовь» — знак бесконечности. Около каждого года мелким почерком описываются воспоминания из семейной истории художницы.

Arkadi-Arkadi

Фото: Мария Москвичева

Самый неожиданный экспонат выставки — фигура мужчины, стоящего на голове по стойке «смирно». В первую секунду кажется, что он живой — настолько натурально сделан. Перед нами клон художника, выступающего под именем Arkadi-Arkadi. Вместе с его копией на выставке «Открыть, закрыть, повторить» в другом цеху «Фабрики» можно найти его отдельный проект — банановую галерею, сделанную из картонных коробок из-под тропических фруктов. В «бумажном пространстве» показываются работы других художников: яркое разноцветное мороженное, связанное из ниток, узорчатые надписи «love», футболка с пальмами, вязаные купальники, картина мужчин с голыми торсами бананового цвета… В центре «пляжной» галереи — круглая доска с нарисованным на нем выпученным глазом, вокруг которого плавают рыбы-бананы.

Банановая галерея

Фото: Мария Москвичева

Никакой крамолы в ремейки закрытой выставки не обнаружено. Работы — разные по уровню, без общей логики и с контрастным настроением. Молодые художники рассказывают о своем ощущении мира — каждый своими средствами. В них читаются смятение, опустошение и надежда. Вопреки обстоятельствам они продолжают заниматься искусством и недоумевать, почему их выпускной проект пошел под нож. Возможно, это случайное стечение обстоятельств, вылившееся в конфуз с закрытием из-за излишней осторожности руководства Музея современного искусства. А может, было что-то еще. Так или иначе, немного осталось площадок, где молодые художники могут свободно выставляться. «Фабрика» сегодня — редкое исключение из правил.

Источник: mk.ru

Похожие записи