«Выбить русский дух из русского театра»

«Выбить русский дух из русского театра»

Что будет делать ставленница Майи Санду Вера Марьянчик на должности худрука

Не так давно в Кишиневский Государственный русский драматический театр им. Чехова на пост худрука была назначена Вера Марьянчик, выпускница ГИТИСа, недолго служившая в столичном «Эрмитаже». Эту новость в российских СМИ встретили в целом спокойно – коллеги пожелали даже успехов Марьянчик на новой должности. А между тем корреспондент «МК» выяснил, что резкое выдвижение на руководящую должность привело к брожению в коллективе, дарованного Санду худрука в Кишиневе за глаза называют «убийцей» театра. Те, что скажут об этом открыто – будут немедленно уволены.

Фото: Кадр из видео

«Труппа расколота. Ее поставило русофобское правительство в русский театр. Марьянчик сделала все, чтобы снять прошлого директора Харета», — сообщил нашему корреспонденту анонимный источник в молдавской столице. Это была первая ниточка в клубке, который нам предстояло размотать. Беседа с несколькими актерами театра, попросившими не называть их имен, подтвердила мысль о том, что от нового художественного руководителя коллеги, мягко говоря, не в восторге. О поддержке речь не идет, но некоторые готовы потерпеть Марьянчик в надежде, что все будет хорошо, руководствуясь логикой «поживем – увидим». Но этим людям есть что терять – русских театров в Кишиневе раз, два и обчелся. Оставалось понять, согласится ли пообщаться с журналистом из России сам экс-директор. И Константин Харет на просьбу об интервью ответил согласием:

— Наверное, это очередной худрук, который не в пользу нашего театра. У меня ощущение, что все, кого назначает Министерство культуры, приходят, чтобы выбить русский дух из русского театра. И это им удается. Первый худрук закрыл малую сцену – до сих пор на ней не идут спектакли. Второй – был гражданином Молдовы и одновременно Франции, за время его недолгого правления были уволены два народных артиста, которые были плотно заняты в репертуаре – Светлана Туз и Владимир Заваленный. Эти два человека поддерживали бывшее руководство – то есть меня, и резко высказывались против бесчинств, творившихся после моего увольнения и снятия спектаклей.

— Охарактеризуйте профессиональные качества Веры Марьянчик.

— Она много лет служит в театре, но в качества актрисы. Думаю, она будет делать все, что ей скажут в Министерстве и выше. Какие перед ней поставлены цели – сейчас сказать сложно, но нужно учитывать, что ее сестра — директор гостиницы, расположенной неподалеку, в торговом центре «Сан Сити». Давно существуют планы построить подземную парковку перед театром и еще одну гостиницу – на территории. В свое время я резко ответил: «Нет». Думаю, что сейчас все эти идеи воплотят в жизнь. Место в центре для слишком многих – лакомый кусочек.

— На самом ли деле после прихода Марьянчик труппа театра находится в состоянии раскола?

— К сожалению, это так – и это было видно на недавнем собрании творческого состава. В прошлом, когда актеры рассаживались по зрительному залу, была группка из шести человек (оппозиционных Константину Харету, — И.В.), которые перевернули потом весь театр. Все остальные в труппе держались все вместе, кроме пары человек. Сейчас же все сорок артистов рассаживаются отдельно друг от друга небольшими группками. Если те, кто собираются уйти – но в Кишиневе только два русских театра – наш и «С улицы Роз» им. Юрия Хармелина. Если ты русскоязычный – устроиться особо некуда, так что люди держатся за зарплату. Я точно знаю, что два молодых артиста решили просто уйти из искусства. Не знаю, чем они будут теперь заниматься.

— Вера действительно выдавила вас с поста директора Театра им. Чехова? 

— Она активно поддерживала оппозиционеров, писавших на меня жалобы в различные инстанции. За полгода в театре было шесть ревизий – серьезных нарушений не нашли. Но она – согласно неофициальной информации – пошла с одним из режиссеров к руководству страны – и меня уволили. Но доказать этот факт, конечно же, сложно.

— Для Минкультуры и президента Санду Марьянчик – свой человек?

— Однозначно. Она будет делать то, что выгодно действующей власти. В том, что связи с Россией и русской культурой будут окончательно прерваны – я не сомневаюсь. У нас шел спектакль «Женщина без границ» по Юрию Полякову – ходят слухи, что постановку снимут потому, что Поляков поддерживает Путина.

— Как изменился репертуар театра за последние несколько лет?

— На повестке дня – ставить национальную драматургию, о русской драматургии речи не идет. Наш соотечественник Дмитру Акриш, режиссер, спектакли которого идут в России, Румынии и Болгарии, хотел осуществить постановку «Вишневого сада» — и ему, по моим сведениям, отказали.

В 2019 году Театр им. Чехова был самым посещаемым концертно-театральным предприятием Республики Молдова – это официальные данные. И это многих не устраивало, хотя к нам ходили не только русскоязычные зрители, но молдаване, болгары, гагаузы – слава Богу, в стране живут представители многих национальностей.

Афиши еще есть, но я знаю, что в театре не играют спектакли «Мещане» по Горькому, «Собачье сердце» по Булгакову и вышеназванную постановку по произведению Полякова. Взамен сделали спектакль о нашем национальном поэте и еще какие-то, один из которых сама Вера ставила.

«Ситуация накалена еще и тем, что люди бояться открыто высказать свою позицию. Сейчас пост директора занимает бывший полицейский и юрист из Минкультуры», — рассказал в завершении наш собеседник.

Причем директор-полицейский – фигура временная, его на два месяца назначали, а он «задержался» на полтора года. Власть это устраивает — и она не спешит разрабатывать регламент конкурса на занятие кресла директора. И, кстати, руководители учреждений культуры, не лояльные к Санду, такие конкурсы обычно проходят по три-четыре раза, потому что результаты отменяют под надуманными предлогами – а потом пытаются искать правды в суде.

«Слово «русский» у нас произносят шепотом», — признается Константин Харет. В общем, если перефразировать Шекспира, «неладно что-то в Молдавском королевстве».

Источник: mk.ru

Похожие записи