Пермская галерея показала в Третьяковке своих богов: сокровища Камы

Пермская галерея показала в Третьяковке своих богов: сокровища Камы

Спаситель в темнице и запретный аванград

В Новой Третьяковке открылась выставка «От иконы к авангарду», приуроченная к 100-летию Пермской государственной галереи и 300-летию Перми. Впрочем, истинная причина приезда сокровищ, которые прежде почти никогда не покидали города на берегу Камы, другая. Музей закрывается в начале октября, чтобы со временем обрести новое здание, которое пока только строится, — его обещают открыть на территории завода Шпагина через год. Спасо-Преображенский собор, который музей занимал с 1933 года, вернули церкви. Вместо того, чтобы экспонаты пылились в запасниках, их решили показать другим городам.

Спаситель в темнице и запретный аванград

Фото: Мария Москвичева

Пермской галерее есть чем гордиться — свои лучшие экспонаты музей в августе показал во Владивостоке, а теперь они приехали в Москву. Словом, проехали они не одну тысячу километров до того, как попасть в столицу. Жаль, что после такого приключения ради шедевров разных эпох и стилей не придумали какого-то особенного экспозиционного решения, хотя представленные произведения того заслуживают. Экспонаты без всякой выдумки разместили на фоне белых стен на двух этажах залов №80–82, связанных между собой лестницей.

Фото: Мария Москвичева

Открывает выставку искусное лицевое шитье и иконы XVII века. Тут русское барокко. Среди них стоит выделить икону великомученицы Варвары с непростой судьбой. Икона была написана по заказу Строгановых для церкви Благовещения в Сольвычегорске. Со временем храм начал ветшать, и, чтобы собрать деньги на ремонт, Синод принял решение о продаже 200 икон. Так они оказались у купца и старообрядца Николая Папулина, который выкупил их для молельни в Судиславле. Через несколько лет в ходе кампании по борьбе со старообрядчеством Папулина сослали в монастырь, а его состояние и иконы конфисковали. Узнав об этом, граф Сергей Строганов подал прошение о возвращении ему «памятников христианского благочиния предков»: ему удалось вернуть икону и поместить в новый храм при Очерском заводе. После революции образ мученицы Варвары попал музей, а позже, в ходе реставрации, открылось, что средняя часть иконы написала в ХV веке (Ростовская школа), а живопись на полях датировали ХIХ-м. У каждого экспоната на выставке — своя сложная история. Их объединяет одно — в свое время все пережили гонения, и что ни вещь — то шедевр.

Фото: Мария Москвичева

Первый раздел — самый скромный. Обширное собрание иконописи Пермской галереи представлено лишь пятью образами, среди которых два — работы мастера Оружейной палаты Семёна Хромого. Известно всего пять икон его письма, четыре из них хранятся в Перми. Еще есть потрясающая ветхозаветная «Троица» иконописца Ильи Филиппова, также числившегося в Оружейной палате. Это единственная сохранившая его работа.

Фото: Мария Москвичева

Центральная часть экспозиции отдана уникальной деревянной храмовой скульптуре ХVII–ХVIII веков. Здесь всего 36 резных расписанных фигур, среди которых самая известная — «Спаситель в темнице». Стиль скульптур — революционный для своей эпохи. В нем чувствуются отголоски западноевропейского барокко и языческой культуры. В начале ХVIII века церковь запретила объемные изображения святых, но искоренить традицию вырезать богов из дерева ей не удалось. Некоторые из этих образов чудом спасли. Сначала от гонителей ХVIII века, затем — в революционное время.

Фото: Мария Москвичева

Нижний этаж выставки представляет не менее прекрасные и настрадавшиеся «иконы» русского авангарда. Здесь работы Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька «Пейзаж», Любови Поповой, Ивана Клюна, Александра Родченко, Василия Каменского и Давида Бурлюка. Некоторые из них появились в Перми в годы передвижных выставок авангардистов, другие были переданы во время перераспределения музейных фондов. Поразительно, но когда на авангардное искусство начались гонения за «формализм», сотрудникам музея удалось не только уберечь эти шедевры, но оставить в постоянной экспозиции галереи, которой теперь пришлось покинуть привычные стены Спасо-Преображенского собора.

Источник: mk.ru

Похожие записи