Прояснились детали подготовки Троице-Сергиевой лавры к приему «Троицы»

Прояснились детали подготовки Троице-Сергиевой лавры к приему «Троицы»

Для этого в Сергиево-Посадский музей поставили специального человека

Исполнительный директор Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Алина Сапрыкина покинула свой пост через год после назначения. Как сообщила она «МК», это связано с тем, что музей переходит из подчинения Минкультуры Московской области в федеральное. Поэтому Минкультуры РФ ставит своего человека – Наталью Григорьеву, которая до апреля этого года возглавляла Новгородский государственный музей-заповедник.

Для этого в Сергиево-Посадский музей поставили специального человека

Фото: Наталия Губернаторова

В свете последних событий вокруг иконы «Святая Троица» эта, казалось бы, малопримечательная перестановка приобретает важный смысл. Похоже, ведомство готовит условия для хрупкой иконы, которую рано или поздно перевезут из Реставрационного центра Грабаря в обитель Сергия Радонежского. Разберемся в деталях.

В Сергиево-Посадский музей-заповедник входит несколько площадок: выставочные залы на проспекте Красной Армии, Музейный комплекс «Конный двор», где показывают народное и декоративно-прикладное искусство, археология, история, Краеведческий корпус, посвященный истории города, а, главное, Ризница Троице-Сергиевой Лавры, расположенная на ее территории. 

Музей обладает великолепной коллекцией – более 200 тысяч экспонатов. Он был основан в 1920 году – после закрытия лавры и выселения братии. Понимая неизбежность этого решения, еще до закрытия лавры при непосредственном участии Игоря Грабаря создали «Общество защиты, изучения и издания художественно-исторических сокровищ Троице-Сергиевской лавры», а потом и музей, который должен сохранить церковные ценности. Тогда же «Троица», которую первоначально расчищали в стенах обители покидает лавру и отправляется в Москву. 

Впрочем, в фондах и экспозиции музея не только церковные реликвии, но и памятники археологии, живопись (в советское время многие художники переселялись сюда после ссылки или от нежелания писать предписанное официальной линией партии), много керамики и декоративно-прикладного искусства.

С начала ХХ века много воды утекло, и нынешний гендиректор музея митрополит Феогност (Гузиков), который по линии РПЦ совмещает немало обязанностей, давно понимал, что музей со всеми его корпусами нуждается в перезагрузке, более современном и интересным туристам экспозиционном формате.

Для этого он лично пригласил в музей Алину Сапрыкину, которая в свое время (в качестве пиарщика) запускала «Гараж», возглавляла Artplay и Музеи Москвы, а до лета прошлого года была главным куратором Всероссийского музея декоративного искусства.

За Сапрыкиной закрепилась репутация человека, который способен сделать популярным и интересным любое пространство, за ее спиной работа с большими проектами и территориями. Сразу было понятно, что разработка проекта перезагрузки Сергиево-Посадского музея займет несколько лет.

К этому лету Алина уже успела подготовить почву для обновления вверенного ей музея, но в планы вмешалась большая политика. С Феогностом за год сложились добрые отношения, но намеченные планы придется срочно пересматривать, потому что теперь у музея теперь есть сверхзадача – принять участие в сохранении важнейшего памятника древнерусского искусства. Алина без работы не осталась – она уходит в подмосковный Минкульт. Федералы поставили своего человека. Почему именно Наталью Григорьеву?

Наталья Григорьева 13 лет заведовала Новгородским музеев-заповедником – самым большом в России комплексом, который сохраняет памятники древнерусской культуры. Среди них и работы учителя Андрея Рублева – Феофана Грека.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице с его фреской Христа Вседержителя (1378 год) находится как раз в ведении музея (это объект федерального значения). И не только она, но и многие другие древние храмы, которые ныне не действуют. В общей сложности музей хранит около 650 тысяч экспонатов, среди них – древнейшие сохранившиеся иконы и фрески, самые ранние датируются XI веком. 

При музее, основанном еще во второй половине ХIХ есть сильный реставрационный отдел, организованный в 1925 году. Впрочем, опыт сохранения древних памятников в Великом Новгороде начали наращивать еще раньше – с конца ХIХ века. А консервация, которая как раз и необходима «Троице», в новгородском музее – одно из главных направлений деятельности. То есть Григорьевой как раз по профилю музей при Троице-Сергиевой лавре.

Очевидно, Минкультуры рассчитывает, пока «Троица» будет «отлеживаться» в Центре Грабаря, создать необходимые условия в Троице-Сергиевой лавре. Какими они могут быть? Об этом подробно говорили на круглом столе в Государственном институте искусствознания, где оффлайн и онлайн присутствовали все ведущие специалисты страны.

Сошлись на том, что идеально было бы устроить для «Троицы» отдельное помещение с необходимыми условиями температурно-влажностного режима, светом, организацией прохода людей.

На проектирование и конструирование специальной климатической витрины может уйти примерно год – не случайно Ольга Любимова озвучила именно этот срок нахождения иконы в Реставрационном центре Грабаря. К тому моменту, может, и насчет места удастся договориться, ведь в Троицком соборе хрупкую икону ставить толком некуда.

Понятно, что решение президента о передаче «Троицы» РПЦ не обернуть вспять, но можно создать «почву» для комфортного пребывания памятника XV века в Троице-Сергиевой лавре. Вероятно, нынешняя рокировка нужна именно для этого.

Источник: mk.ru

Похожие записи