ПОСЛЕДНЕЕ
Роман Рябцев: «Музыкальный Рагнарек, вымирание человека творческого»

Роман Рябцев: «Музыкальный Рагнарек, вымирание человека творческого»

«Белые розы» в исполнении Элвиса Пресли и прочие прелести ИИ

Постоянные читатели моей колонки уже заметили, что делать прогнозы в сфере индустрии развлечений (частью которой является, конечно, музыка) — одно из моих самых любимых занятий. Но немногие знают, с каким ехидством я (про себя, конечно), надев футболку с надписью «Я же говорил!», люблю читать в новостях очередное подтверждение моих пророчеств (я уже говорил, что я необычайно скромен? Только в этом предложении я уже употребил местоимение «я» всего шесть раз!). Так вот, теперь я оказался провидцем в области ИИ, пресловутого искусственного интеллекта, и его присутствия в музыкальном деле. Удивлены? Я — нисколько.

Фото: pixabay.com

Не прошло и года (всего десять месяцев) с моей статьи в «ЗД» под заголовком «Идут состязания роботов-гитаристов», где я предсказывал, что искусственный интеллект (далее ИИ, как теперь общепринято) скоро отберет у живых композиторов заказы в области написания фоновой музыки для метавселенных, супермаркетов, торговых центров и прочих общественных пространств. Позволю себе процитировать самого же себя (как и подобает человеку вселенской скромности): «По моим прогнозам, первые подобные ИИ-композиторы будут доступны в метавселенных уже примерно через год-полтора. А через два-три они захватят большинство рынка фоновой музыки в виртуальных мирах».

Вынужден признать, что я сильно ошибся в своих прогнозах. Нет, не в оценке возможностей ИИ в индустрии развлечений, а в сроках! Последние новости и события в сфере IT опередили все мои самые смелые предположения: будущее уже скоропостижно наступило и продолжает наступать на пятки кожаным мешкам, пока еще гордо именующим себя композиторами, музыкантами, певцами, художниками, поэтами…

Дайте угадаю: наверняка же и вы в последний месяц-два развлекались созданием странных картинок с помощью различных нейросетей? Ну или репостили в соцсетях подборки забавных художеств производства ИИ, которому люди дают всякие безумные задания, например, нарисовать героев «Звездных войн» или «Гарри Поттера» в младенческом виде? Еще полгода назад этого в Интернете практически не наблюдалось, а сейчас возможности нейросетей массово рванули вперед и вверх (ибо они явно уже накопили достаточно большие базы данных и натренировались исполнять человеческие хотелки). И теперь компьютерные художества доступны абсолютно каждому, даже обычного смартфона достаточно, чтобы получить по своим запросам совершенно изумительные порой картинки. 

И вот на днях мне в Сети попался релиз какой-то группы, смотрю на обложку… И отчетливо понимаю, что она не нарисована живым художником, а явно сгенерирована нейросетью! Ну видно пока что по некоторым признакам, особенно если это сделано в бесплатном приложении. Но уже сейчас эта обложка выглядит лучше, чем у большей части российских исполнителей. Так что, господа оформители, скоро вам придется искать себе другие сферы применения своим талантам: компьютеры не требуют предоплату еще до создания эскизов, не уходят в творческий запой и не закатывают истерик «я художник, я так вижу!»

«Ну нет, ну вот в области написания песен, да таких, чтоб душа развернулась, а потом свернулась, никакая нейросеть уж точно не справится! Ну откуда ей знать о настоящих Чувствах, Душе и Творчестве?..» — скажете вы. Что ж, у меня очень плохие новости для тех, кто свято верит в незаменимость Homo Sapiens.

Недавно одна из крупнейших стриминговых платформ Китая сообщила, что ее ИИ Lingyin Engine, поющий голосами разных исполнителей (что уже звучит фантастически), спел свыше тысячи песен за последние три месяца. Самый успешный хит в исполнении этой «бездушной программы»… получил свыше ста миллионов просмотров, принеся компании почти 350 000 долларов! Lingyin Engine предлагает авторам музыки и текстов заказать исполнение своих песен голосами самых разных звезд (как живых, так и не очень). Например, вашу нетленку может спеть сам Элвис Пресли! Вот бы послушать в его исполнении «Белые розы»… Или «Америкен бой»… Или что-нибудь из Моргенштерна, Cadillac, например… Правда, сейчас компания ограничила доступ к инструментарию и выпускает песни только с голосами китайских певцов (живых и почивших в бозе).

Этот ИИ может создавать бесконечное количество песен на любом языке и в любом музыкальном стиле: компьютеру не нужно тратить годы на обучение музыке, учиться игре на музыкальных инструментах и вокалу, достаточно проанализировать уже накопленное человечеством культурное наследие, и… музыкальный рынок может измениться раз и навсегда. Для подобных стриминговых компаний, которые тратят ежегодно миллионы долларов на выплаты исполнителям музыки, новый тренд на ИИ-артистов может стать настоящим Эльдорадо: нейросеть кушать не просит, а только приносит доход.

Знаете, я ведь не поленился, поискал и послушал песни, исполняемые этим китайским ИИ. Вот если бы я не знал, что это поет не живой человек, а синтезатор вокала… в жизни бы не догадался: настолько безупречно все звучит! Если бы существовал тест Тьюринга для музыки, то он был бы этим ИИ однозначно пройден.

И такое происходит по всему миру: в Южной Корее популярны песни, которые исполняют (пока еще) живые музыканты на музыку и слова авторства ИИ. Capitol Records подписала контракт с виртуальным рэпером FN Meka (правда, он тоже только сочиняет текст и музыку, а исполняет человек), а музыкальный алгоритм приложения Endel вообще заключил контракт с Warner Music на выпуск аж двадцати альбомов!

Да и у нас в России достаточно подобных проектов: от имитации Скрябина до… Например, один ИИ пишет тексты в духе Егора Летова, и выпускается это под названием «Нейронная оборона». Лично я разницы между машинными виршами и оригинальными песнями Летова не заметил вообще (режим сарказма включен: ну не ценитель я «Гражданской обороны», извините).

* * *

Примеров успешных ИИ-артистов можно приводить еще много (вот написал и подумал: как бы дико это звучало еще год назад!), но уже в полный рост встали всевозможные юридические проблемы, связанные со сгенерированными нейросетями музыкой и исполнением. Например, в США существует очень забавная правовая коллизия: в американских законах об авторском праве слово «человек» (human) не встречается ни разу! Следовательно, ИИ обладает теми же самыми правами? Юристы ломают голову. Причем в тех же США еще в 1965 году Департамент по защите авторских прав зафиксировал полученную заявку на написанную компьютером музыку. Но с тех пор в законодательстве ничего не поменялось, и как теперь быть с виртуальными авторами, американские законники не знают.

Например, если ИИ проанализирует все творчество, скажем, Мадонны, сочинит и запишет (и выпустит пока еще с помощью людей) альбом, который на слух не отличить от настоящей Луизы Чикконе, будет ли он считаться плагиатом? Сможет ли настоящая Мэдди претендовать на долю от его продаж, раз уж звучит ЕЕ голос? Одни юристы считают, что это будет плагиатом, другие, что сочинение песен под влиянием чужого творчества — обычное дело в мире живых музыкантов, и за это вроде бы никого не наказывают (в России уж точно, судя по количеству клонов «Короля и Шута» на нашей рок-сцене).

К слову, и в российском законодательстве понятие «человек» отсутствует! «Лицензиар», «лицензиат», «автор», «исполнитель»… Нигде не прописано, что они из плоти и крови (поверьте на слово, уж сколько договоров я подписал за свою жизнь). Так что и нашим законодателям рано или поздно придется обратить внимание на растущую угрозу живым авторам со стороны нейросетей.

А еще на днях я увидел нереально трогательный рождественский ролик, который сочинили, нарисовали и озвучили нейросети. История ослика, который мечтал стать оленем в упряжке Санты, получилась настолько ЧЕЛОВЕЧНОЙ, что если бы я не прочитал сначала в сопроводительном тексте, какие ИИ это сотворили, то в жизни бы не догадался. А уж какой проникновенный голос у диктора, который начитал эту сказку… но это тоже был компьютер. И вот эта самая милая сказочка прозвучала реальной угрозой актерам озвучания во всем мире: в каждой стране же фильмы дублируют на местном языке… Но еще пройдет немного времени, и зритель сможет выбрать язык, на котором говорят персонажи фильма, непосредственно с пульта телевизора (как мы сейчас выбираем субтитры): ИИ озвучит его ОРИГИНАЛЬНЫМИ голосами актеров на любом языке мира. Нужда в дубляже скоро исчезнет полностью, и некоторые актеры (которые увидели этот ролик) уже понимают это и всерьез задумываются о поиске других заработков в ближайшем будущем.

Сочувствую им, но… мне бы вот хотелось посмотреть того же «Гарри Поттера» или «Железного человека» с реальными голосами игравших в них актеров, но говорящих по-русски, только представьте это!..

Резюмирую: успехи ИИ в области музыкального и прочего творчества и поднятая ими волна нешуточных юридических и чисто человеческих проблем выглядят как надвигающийся Рагнарек. Этакая последняя битва между живыми людьми искусства и армией компьютеров, которые все лучше и лучше справляются с задачей духовного окормления широких народных масс. Но в скандинавской мифологии Рагнарек не был концом света: он должен стать той самой битвой, в которой погибнет старое и зародится новое. Как человечество справится с этим Нейро-Рагнареком, я пока что не рискну предсказывать. Хотя и очень люблю делать прогнозы, ага…

Источник: mk.ru

Похожие записи