«Счастье на фоне убогой действительности»: на выставке показали неизвестные работы Ивана Лубенникова

«Счастье на фоне убогой действительности»: на выставке показали неизвестные работы Ивана Лубенникова

В галерее «Наши художники» нашелся шедевр с газетой «МК»

«Жизнь продолжается» – такое название получила выставка Ивана Лубенникова, известного не только своей живописью, но и монументальным искусством. Он – автор трех станций московской подземки и самой «русской» станции парижского метро. Иван Лубенников умер в октябре 2021 года, ему было 70. Художник, напоминавший былинного мудреца, свободный, смелый и ироничный, философ от искусства, ныне продолжает жить в своих работах. Многие из представленных на выставки полотен супруга мастера, художница Наталия Глебова нашла в мастерской, натянула на подрамники, чтобы показать неизвестные страницы творчества Ивана Лубенникова.

Фото: Мария Москвичева

На входе в галерею «Наши художники» встречает афиша с одной из работ новой выставки. Перед нами обнаженная купальщица, которая, завидев проплывающих на лодке рыбаков, собирается натянуть на себя белую рубашку. Одеяние совершенно прозрачное, как и образ оголенной дивы, как и сам пейзаж. Несмотря на настороженный взгляд девушки, во всем сюжете читается невыносимая легкость бытия. Таковы и другие работы художника на выставке «Жизнь продолжается». В них, как и в характере их автора, есть легкость, ирония, монументальность и прозрачность. Очень много здесь женских образов – девушки в основном обнаженные. Но любование наготой здесь не главное.

– Он никогда не писал с натуры с тех пор, как закончил институт, – рассказывает вдова мастера Наталия Глебова. – Это чистая фантазия. Он говорил, что рука сама идет, когда рисуешь женщину. Его волновала пластичность. Женщина для него – основа жизни и источник радости.

Вот один из таких образов: перед нами три одинаковые девушки с рыжими кудрями, похожими одновременно и на подсолнухи, и на солнца, забегают в реку. Есть и обнаженка с иронией: на подоконнике сидит полуголая девушка, с чистыми, искренними, широко раскрытыми глазами, а за окном – река людей, которые собрались по неизвестному поводу (никаких плакатов и лозунгом тут нет). Только в одном месте среди толпы свободное пространство: вокруг еще одной красавицы в миниюбке, на которую заглядываются окружающие. Все, кто оказался в ее ареоле, улыбаются, остальные же – хмурятся.

Фото: Мария Москвичева

Есть среди живописных див – муза. Она измученная сидит на полу в красной робе, глядя на свой потерянный сандаль и держа в руках венец из оливковой ветви. Быть музой непросто – осознавал автор. На вопрос о том, она ли изображена на этой картине, Наталия Глебова ответила отрицательно. Хотя во многих женских образах угадываются именно ее черты. Иван Лубенников часто писал жену. Она была его «Летом» – именно так называется портрет Наталии Глебовой, который она показывает с особым трепетом. В нем, как и во всех работах художника, есть то, за что Лубенникова называют мастером «большого стиля» и караваджистом. Это удивительная светопись, которая формирует сюжет, образ, глубину.

Та де светопись и игра контрастов, чарует и в пейзажах, и в натюрмортах Лубенникова. Одна из самых ярких работ – большое полотно под названием «Огонь, вода и медные трубы». Это воспоминание о коммунарке на Ордынке, где начинали свою совместную жизнь Иван и Наталия. Но картину мастер написал многим позже – в 2009 году. Перед нами общая кухня с ярко-синей стеной, излучающей счастье. Слева – старая заляпанная газовая плита, над которой так и написано – «огонь». По центру – столик, где мы находим примитивную чашку и чайник с облупленными краями, – это «вода». А справа – «медные трубы»: на еще одном ветхом столике лежит порванный номер свежей газеты «Московский комсомолец» и страница, вырванная из какого-то популярного журнала. «Это чистое счастье на фоне убогой действительности. Можно услышать, как все поет вопреки обстановке», – говорит Наталия Глебова.

Фото: Мария Москвичева

В том же зале – а всего на выставке их четыре – есть еще одна работа, которую безоговорочно можно назвать шедевром. И это тоже натюрморт, но уже без привязки к воспоминаниям. Чистая форма, цвет и свет. Черный фон, белый стол, на котором одной линией выделен конкурс блюдца, черная ваза с белыми цветами, чайничек, отливающий розовым, сахарница голубого оттенка. Совершенный дизайн, и в то же время караваджизм.

– Я выхватила тему, которая была важна для автора, – говорит куратор выставки и основательница галереи «Наши художники» Наталия Курникова. – Это радость и женщина – как основа жизни и хранительница очага, которой он любовался во всех ее проявлениях. Иван Лубенников в 1970-х закончил Суриковское училище, а уже в конце 1980-х его оценила, как широкая публика, так и профессионалы. Его картины популярны не только в России, но и за рубежом. В трудные годы перестройки он смог создать свой светлый рафининованный стиль. Он монументалист, который очень умело работал с пространством. В его произведениях мы видим современное восприятие старых мастеров, особенно Караваджо. Иван Лубенников – лиричный человек, в описании жизни которого много юмора и любования. Он писал о вечном.

Источник: mk.ru

Похожие записи